Вена, 22 июн - ИА Neftegaz.RU. Соглашение стран ОПЕК предполагает увеличение мировой добычи нефти на 1 млн барр/сутки, но фактический рост может составить до 0,6 млн барр/сутки.
Информация об этом 22 июня 2018 г поступила из секретариата ОПЕК.
Тест итогового заявления, пока еще не готов.
Заседание ОПЕК началось с небольшой задержкой, т.к министр Саудовской Аравии Х. аль-Фалих уединился для переговоров с глазу на глаз с министром нефти Ирана Б. Зангане.
Х. аль-Фалих уговаривал своего иранского коллегу согласиться на увеличение добычи, хотя Иран откровенно против.
Частные переговоры Саудовская Аравия вела не только с Ираном, но и с Россией, которая поддерживает ее в вопросе повышения добычи.
Власти РФ настолько активно поддерживают идею повышения мировой добычи нефти, что заседание ОПЕК+ 23 июня 2018 г в г Вене, вероятно, станет простой формальностью и закончится подписанием Венского соглашения - 3.
Формальный повод для увеличения мировой добычи нефти - это вероятный дефицит нефти во 2й половине 2018 г из-за падения добычи дорогущей нефти в Венесуэле, нестабильной из-за ИГИЛ добычей в Ираке и потенциального снижения добычи нефти в Иране из-за санкций США.
При росте мировой добычи в 1 млн барр/сутки нефти, из-за продолжающего падения добычи в Венесуэле, Ираке и Иране на рынок поступит меньше, около 600 тыс барр/сутки.
Поэтому, 1 из главных вопросов на повестке ОПЕК+ - как распределять квоты в случае их повышения, потому что это приведет к переделу рынка.
То есть страны ОПЕК+ (кроме Венесуэлы, Ирака и Ирана и др) смогут нарастить 1 млн барр/сутки.
Венесуэла, Ангола, Иран, Ирак и Мексика и др с долей рынка около 30% скорее всего не смогут нарастить добычу, и на рынок не попадет около 30% нефти от наращиваемого объема добычи.
В любом случае, для стран с падающей добычей нефти, решение ОПЕК несет негативный эффект.
Указанные страны еще более снизят добычу на 0,4 млн барр/сутки, что и приведет в итоге к мировому росту добычи лишь на 0,6 млн барр/сутки.
В рамках квоты 1 млн барр/сутки быстрее всего нарастит добычу Саудовская Аравия, у которой есть готовые к расконсервации нефтяные месторождения. Заглушенные скважины с гигантским дебитом и невероятно низкая себестоимость добычи - основные конкурентные преимущества саудитов.
В России увеличить добычу нефти непросто, потому что нужно расконсервировать гораздо больше скважин с меньшим дебитом нефти, да и условия добычи далеко не такие райские, как в Саудовской Аравии, но во 2й половине 2018 г- реально.
Именно РФ и саудиты восполнят нехватку нефти, которую не смогут поставить на рынок прежде всего Венесуэла.
В Венесуэле зашкаливает себестоимость добычи высокосернистой нефти, относящейся к трудноизвлекаемым запасам (ТРИЗ).
Иран вынужден сокращать добычу из-за отказа ряда стран импортировать иранскую нефть вследствие санкций США.
Иран и Венесуэла выступают против повышения квот.
Ожидалось, что к ним присоединиться Ирак, но недовольство неожиданно выразил Алжир.
19 июня 2018 г Б. Зангане устроил демарш против планов ОПЕК о повышении добычи, обвинив Д. Трампа в политизации рынка нефти и отказался от участия в расширенном заседании ОПЕК+.
В 21 июня 2018 г Б. Зангане, приглашенный на заседание мониторингового комитета ОПЕК+ , досрочно его покинул, после чего заявил, что это была протокольная встреча. и она не была хорошей.
Если ситуацию в Венесуэле и Иране раскачивают США, то падение добычи, к примеру в Анголе, связано с объективными причинами, в тч наличием зрелых месторождений с падающей добычей, и отсутствием инвестиций.
Как распределятся квоты:
Министр энергетики РФ А. Новак ранее предлагал увеличить добычу на 1,5 млн барр/сутки и распределить квоты среди стран ОПЕК+ в той же пропорции, что и в оригинальном соглашении конца 2016 г.
В этом случае квоты на увеличение добычи распределятся так:
- Саудовская Аравия - 402 тыс барр/сутки,
- Россия - 248 тыс барр/сутки и т. д.
Из предлагаемого властями РФ роста мировой добычи 1,5 млн барр/сутки рынок реально мог получить лишь около 1 млн барр/сутки.
Но из-за продолжающегося падения добычи в указанных странах, рынок ощутит прирост лишь 0,6 млн барр/сутки.
Любопытно, что именно 0,6 млн барр/сутки нефти - тот объем, на который саудиты предлагали увеличить абсолютную добычу нефти.
Получился этакий междусобойчик властей РФ и Саудовской Аравии под бдительным присмотром президента - бизнесмена Д. Трампа.
Ничего личного, - вероятно, сказали власти РФ друзьям из Ирана и Венесуэлы.
Власти РФ в лице министра энергетики А. Новака активно участвуют в процесс ребалансировки мирового рынка нефти.
Большой его успех - ребалансировка рынка в результате подписания в 2016 г и последующего продления действия Венского соглашения, в подготовке которого он принимал активное участие.
Почти опрошенных читателей Neftegaz.RU были уверены в том, что Венское соглашение ОПЕК+ будет продлено.
Почему власти РФ ныне выступают за рост добычи нефти?
Есть несколько причин:
- ребалансировка рынка - это постоянная задача. Когда цены на нефть были низкими, нужны были действия по их повышению. Сейчас цены выше равновесного уровня 70 долл США/барр, поэтому их нужно понижать растущей добычей;
- для властей РФ реально выгоден рост добычи нефти, потому что при нынешней цене дополнительный доход составит 18 млн долл США/сутки, и при нынешнем скрыто девальвированном рубле получат 1,1 млрд руб/сутки, а не 640 млн руб/сутки (при 35 руб/долл США). Куда эти денежки денутся - это другой вопрос, может быть на пенсии;
- нужно и промышленность РФ поддержать. Не для всех отраслей 70 долл США /барр - это равновесный уровень цены. Это Вам не Америка с гигантской производительностью труда и современными технологиями. 70 - высоковато будет. В марте 2018 г А. Силуанов назвал равновесной ценой нефти для РФ 60 долл США/барр, косвенно подтвердив невысокий уровень российской промышленности.
Любопытно, ощутят ли 42 млн российских пенсионера рост добычи нефти в России, или это пойдет на компенсацию потерь 1 млрд руб/сутки нефтяным компаниям, о страданиях которых печально поведал Д. Козак 20 июня в Кремле?