Программа визита насыщенная - визит носит государственный характер, поэтому в соответствии с протоколом запланировано посещение гг. Пекин и Харбин.
16 мая 2024 г. в г. Пекин В. Путин провел переговоры с китайскими партнерами в узком и расширенном составе.
В т.ч. В. Путин побеседовал с председателем КНР Си Цзиньпином и премьером Госсовета КНР Ли Цяном.
В. Путина в ходе переговоров сопровождали недавно назначенные первый вице-премьер РФ Д. Мантуров, вице-премьеры А. Новак, Д. Чернышенко, Ю. Трутнев и Т. Голикова, глава МИД РФ С. Лавров, глава ЦБ РФ Э. Набиуллина, секретарь Совбеза РФ С. Шойгу.
17 мая 2024 г. В. Путин прибудет в г. Харбин, где примет участие в открытии 8го Российско-Китайского ЭКСПО и 4го Российско-Китайского форума по межрегиональному сотрудничеству.
Также В. Путин посетит Харбинский политехнический университет.
Символический визит
Свой визит в Китай В. Путин назвал символическим, но одновременно указал и на его практическую значимость и конкретное содержание.Для В. Путина поездка в Китай стала его 1м зарубежным визитом после переизбрания на новый президентский срок и инаугурации 7 мая 2024 г.
Это ответный жест на визит в Россию Си Цзиньпина 20-22 марта 2023 г., для которого тот визит стал 1м после переизбрания председателем КНР на Всекитайском собрании народных представителей.
Причем оба госвизита начались ровно через 10 дней после того, как Си Цзиньпин и В. Путин официально вступили в свои должности.
После мартовского визита В. Путин и Си Цзиньпин еще раз встречались лично - 17-18 октября 2023 г. В. Путин посетил Китай в рабочем режиме, приняв участие в церемонии открытия форума «Один пояс, один путь», также лидеры поддерживают телефонные контакты.
В ходе переговоров 16 мая 2024 г. обсуждались вопросы российско-китайского двустороннего взаимодействия и актуальные международные и региональные проблемы.
По итогам переговоров В. Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между странами.
Кроме того, в присутствии глав двух государств подписан пакет документов.
Значительная часть переговоров прошла при закрытых дверях, а среди заявлений и подписанных документов каких-либо кардинальных изменений и экстраординарных моментов не было - стороны подтвердили нацеленность на дальнейшее развитие российско-китайских взаимовыгодных отношений.
5 принципов сотрудничества
Си Цзиньпин назвал проведенные переговоры откровенными, дружескими и содержательными, а подписанные документы - значимыми, способными придать новый импульс развитию китайско-российских отношений.В ходе совместного заявления для прессы он напомнил о 5 принципах, следование которым позволили Китаю и России показать пример выстраивания межгосударственных отношений нового типа:
- На основе взаимоуважения твердо поддерживать друг друга по вопросам, касающимся коренных интересов обеих сторон, в этом заключается стержневая суть российско-китайского всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху,
- Придерживаться обоюдного выигрыша для формирования новой архитектуры взаимовыгодного сотрудничества - в 2023 г. наш товарооборот превысил 240 млрд долл. США, увеличившись почти в 2,7 раза по сравнению с показателем 10-летней давности. Мы с президентом Путиным сошлись во мнении о необходимости выработать точки соприкосновения интересов, задействовать собственные преимущества для интеграции интересов и общих начинаний. Важно продолжать оптимизировать структуру сотрудничества, закреплять динамику в торговой и других традиционных сферах взаимодействия: поддерживать состояние сети площадок фундаментальных научных исследований, раскрывать потенциал сотрудничества в передовых отраслях, укреплять кооперацию по пограничным пунктам пропуска и в транспортно-логистической области, обеспечивать стабильность глобальных цепочек производства и поставок.
- Придерживаться многовековой дружбы и передавать факел этой дружбы из поколения в поколение.
- В духе стратегического взаимодействия продвигать различия глобального управления в верном русле. Китай и Россия твердо отстаивают ООН-центричную международную систему и основанный на международном праве миропорядок, тесно координируют позиции на таких многосторонних площадках, как ООН, АТЭС и G20, продвигают становление многополярного мира и процесс экономической глобализации за счет подлинной многосторонности.
- Продвигать политическое урегулирование проблем горячих точек ради правды и справедливости.
В. Путин в ходе переговоров и заявления для прессы больше остановился на конкретных вопросах.
Тезисы от В. Путина:
- в принятом нами совместном заявлении поставлены новые задачи и долгосрочные ориентиры развития всего комплекса российско-китайских связей,
- их достижение будет способствовать реализации объемного пакета межправительственных, межведомственных и коммерческих соглашений, подготовленных к этому визиту,
- приоритетной в ходе наших переговоров была тематика торгово-инвестиционного взаимодействия, учитывая, что Китай прочно занимает позицию ведущего внешнеторгового партнера России, а наша страна по итогам 2023 г. вышла на 4е место в экспортно-импортном балансе КНР,
- в 2023 г. товарооборот прибавил 25%, установив новый рекорд - по китайской статистике, 240 млрд долл. США, у нас небольшое расхождение, но в целом такая цифра является абсолютно корректной (по российским данным - объем товарооборота между Россией и Китаем за 2023 г. составил 227,7 млрд долл. США),
- активно развивается инвестиционное сотрудничество, растет совокупный объем встречных капиталовложений, по линии профильной межправкомиссии реализуются или готовятся к реализации более 80 приоритетных проектов на сумму порядка 200 млрд долл. США,
- углублению торгово-инвестиционных связей поспособствовали своевременные шаги по переводу расчетов между нашими странами в национальные валюты,
- доля рубля и юаня в российско-китайских коммерческих операциях превышает уже 90%, этот показатель продолжает расти, взаимная торговля и инвестиции защищены от влияния третьих стран и негативных тенденций на мировых валютных рынках,
- Россия и Китай и далее будут укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений, энергично задействовать национальные платежные системы для обслуживания наших экономических операторов,
- в ходе переговоров подробно рассматривалась тематика сотрудничества в энергетике, которое продвигается высокими темпами:
- это одно из приоритетных для нас направлений, у нас есть конкретные планы по углублению работы в сфере энергетического взаимодействия,
- российско-китайское взаимодействие в энергетике не ограничивается только углеводородами, укрепляется сотрудничество в мирном атоме,
- Росатом возводит на территории КНР энергоблоки российского дизайна на Тяньваньской АЭС и АЭС Сюйдапу,
- ввод их в эксплуатацию внесет заметный вклад в энергообеспечение китайской экономики, поможет в снабжении китайских предприятий и домохозяйств недорогой и чистой энергией,
- также с участием России в КНР создана экспериментальная установка на быстрых нейтронах и идет строительство нового демонстрационного быстрого реактора,
- в свою очередь, при содействии китайских партнеров в г. Дубна на базе Объединенного института ядерных исследований строится ускорительный комплекс NICA, эксперименты и опыты на этом коллайдере позволят реализовать прорывные мегасайенс-проекты, которые по масштабу не под силу в одиночку ни одной стране мира;
- что касается двусторонней промышленной кооперации, то мы приветствуем активное расширение присутствия на российском рынке китайских автоконцернов и производителей бытовой техники,
- осуществляются крупные совместные проекты в цветной металлургии, химической, целлюлозной промышленности, в биотехнологиях, фармацевтике, освоении космоса и многих других наукоёмких отраслях,
- Россия и Китай развивают международные транспортно-логистические коридоры, в этих целях задействуется потенциал Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, Северного морского пути.
Совместное заявление об углублении отношений
Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в честь 75-летия установления дипотношений между Россией и Китаем фиксирует новые задачи и долгосрочные перспективы развития всего комплекса 2-сторонних связей.Также в документе обозначены позиции сторон по ключевым международным вопросам.
Согласно документу, РФ и КНР заявляют о следующем:
- современные российско-китайские отношения не носят блокового и конфронтационного характера, не направлены против третьих стран,
- стороны полны решимости отстаивать свои законные права и интересы, противодействовать попыткам вмешиваться в их внутренние дела, ограничить экономический, технологический или внешнеполитический потенциал России и Китая,
- Россия и Китай рассматривают друг друга в качестве приоритетных партнеров и выражают готовность оказывать друг другу решительную поддержку в защите жизненно важных интересов, включая вопросы суверенитета, территориальной целостности, безопасности и развития:
- российская сторона подтверждает приверженность принципу «одного Китая», признает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая,
- китайская сторона поддерживает усилия России по обеспечению безопасности, суверенитета и территориальной целостности, выступает против вмешательства извне во внутренние дела России;
- в экономике стороны намерены:
- наращивать масштабы 2-сторонней торговли и оптимизировать ее структуру, отстаивать стабильность и безопасность производственно-сбытовых цепочек,
- повышать уровень инвестиционного сотрудничества, содействовать реализации крупных проектов, гарантировать защиту прав и интересов инвесторов, создавать равные и справедливые условия для капиталовложений,
- ускорить разработку и утвердить в 2024 г. новую редакцию плана российско-китайского инвестиционного сотрудничества, содействовать его практической реализации,
- в энергетической сфере Россия и Китай планируют:
- продолжать укреплять стратегическое партнерство в энергетической сфере, осуществлять его развитие на высоком уровне в интересах обеспечения экономической и энергетической безопасности двух стран,
- стремиться к стабильности и устойчивости глобального энергетического рынка, упрочению производственно-сбытовых цепочек в ТЭК,
- развивать на рыночной основе сотрудничество в области нефти, природного газа, сжиженного природного газа (СПГ), угля и электроэнергии, обеспечивать стабильное функционирование соответствующей трансграничной инфраструктуры и создание условий для беспрепятственной транспортировки энергоресурсов,
- оказывать содействие крупным совместным энергетическим проектам, реализуемым предприятиями России и Китая,
- углублять взаимодействие в таких перспективных областях, как возобновляемые источники энергии (ВИЭ), водородная энергетика и рынки углеродных единиц,
- углублять партнерство в сфере мирного атома, в т.ч. по таким направлениям, как термоядерный синтез, реакторы на быстрых нейтронах и замкнутый ядерный топливный цикл, развитие комплексного сотрудничества на начальной стадии ядерного топливного цикла и совместное сооружение новых атомных электростанций;
- в финансовой сфере стороны намерены:
- наращивать долю национальных валют в 2-сторонней торговле, инвестициях, кредитовании и других экономических операциях,
- совершенствовать финансовую инфраструктуру с тем, чтобы каналы расчетов между экономическими субъектами России и Китая функционировали бесперебойно,
- укреплять сотрудничество в сфере банковского и страхового регулирования;
- в промышленности Россия и Китай будут работать над:
- выводом на новый уровень сотрудничества в сфере промышленности и инноваций,
- развитием передовых отраслей,
- укреплением технологической и производственной кооперации, в т.ч. в области гражданского авиастроения, судостроения, автомобилестроения, станкостроения, электронной промышленности, металлургии, разработки железорудных месторождений, химической промышленности и лесопромышленного комплекса;
- в технологической сфере стороны намерены:
- развивать сотрудничество в сфере информационно-коммуникационных технологий, в т.ч. в таких областях, как искусственный интеллект, связь, программное обеспечение, Интернет вещей, безопасность сетей и данных, координация радиочастот,
- укреплять партнерство в области космоса, в т..ч в области создания Международной научной лунной станции, исследований Луны и дальнего космоса, сотрудничество в сфере использования навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и Бэйдоу,
- в логистике РФ и КНР планируют:
- углублять взаимодействие по формированию стабильных транспортных и логистических коридоров и развитию прямых и транзитных маршрутов между Россией и Китаем,
- прилагать усилия по повышению эффективности контрольных процедур на пунктах пропуска и увеличению их пропускной способности,
- наращивать объемы и провозные возможности перевозок по железнодорожному маршруту Китай - Европа через территорию РФ,
- создать в рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств Подкомиссию по развитию Северного морского пути (СМП),
- продвигать использование СМП в качестве важного международного транспортного коридора,
- стимулировать компании 2 стран к росту грузоперевозок по СМП и строительству логистической инфраструктуры,
- углублять взаимодействие в сфере арктического судостроения, включая технологическую кооперацию;
- в сфере международных отношений страны:
- продолжат сообща развивать сотрудничество со странами Центрально-Азиатского региона, наращивать взаимодействие в ШОС, на площадке Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), в ООН и других международных организациях и многосторонних механизмах,
- выступают против гегемонистских попыток США изменить баланс сил в Северо-Восточной Азии за счет наращивания военной мощи и создания военных блоков и коалиций,
- выражают озабоченность деятельностью Японии по сбросу в океан содержащей радионуклиды воды с АЭС Фукусима-1, требуют от нее ответственно подойти к безопасной утилизации такой воды,
- выражают решимость наращивать усилия по борьбе с загрязнением пластиковым мусором с учетом особенностей внутренней ситуации и суверенитета каждого государства,
- выступают против вмешательства внерегиональных сил в вопросы стабильности в Южно-Китайском море,
- отмечают необходимость прекращения шагов, способствующих затягиванию боевых действий и дальнейшей эскалации конфликта на Украине, подчеркивают важность диалога как оптимальной формы решения украинского кризиса.
- межправсоглашение о создании трансграничного резервата для тигров и леопардов «Земля больших кошек»,
- протоколы между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением (ГТУ) КНР о фитосанитарных требованиях к топинамбуру, а также в отношении проверки, карантина и ветсантребований к говядине, экспортируемых из РФ в КНР,
- единая концепция развития о-ва Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао),
- меморандум о взаимопонимании между Минэкономразвития РФ и Министерством коммерции КНР о содействии развитию сотрудничества в сфере инфраструктурного и инженерного строительства,
- план совместных действий по реализации соглашения о сотрудничестве в области санитарной охраны территории между Роспотребнадзором и ГТУ КНР от 4 февраля 2022 г.,
- меморандум между МИА Россия сегодня и ИА Синьхуа о проведении Экспертного форума стран БРИКС,
- соглашение об обмене информацией и сотрудничестве между ИТАР-ТАССом и Синьхуа,
- меморандум о сотрудничестве Газпром-Медиа Холдингом и Медиакорпорацией Китая (CMG),
- меморандум о сотрудничестве между общественной организацией «Деловая Россия» и Китайским комитетом по содействию международной торговле.