Об этом сообщил зампредседателя Белнефтехима А. Бунаков.
Цены и налоговый маневр
Тезисы А. Бунакова:
- в декабре 2019 г. рост цены нефти продолжился, средняя котировка возросла до 66,3 долл. США/бар., в отдельные пиковые моменты она достигает уже 69 долл. США/барр.
- с учетом роста котировок нефти (более чем на 15%), негативного влияния налогового маневра и вызванных этим колебаний курса белорусского рубля цена сырья, поставляемого на белорусские НПЗ, возросла на 34% по сравнению с декабрем 2018 г;
- в результате снижается эффективность нефтепереработки, ведь в себестоимости нефтепродуктов около 90% занимает нефть и другие ресурсы, приобретаемые за валюту.
Белоруссия и Россия наконец решили основные разногласия, связанные с налоговым маневром в российской нефтяной отрасли.
18 декабря 2019 г. президент Белоруссии А. Лукашенко и президент РФ В. Путин договорились о том, что Россия компенсирует Белоруссии потери от налогового маневра в нефтяной отрасли за счет унификации Налоговых кодексов стран и введения обратного акциза для белорусских НПЗ.
Размер компенсаций может достичь 1,5 млрд долл. США.
Белорусский Минфин подсчитал, что потери бюджета от реализации налогового маневра в РФ в 2019 г. составят около 400 млн долл. США, в 2020 г. - столько же.
При цене на нефть 70 долл. США/барр. в течение 6 лет потери составят около 10 млрд долл. США.
В бюджете Беларуси на 2020 г. заложена цена нефти в 60 долл. США/барр.
Переработка
А. Бунаков сообщил, что Белорусские НПЗ способны переработать 24 млн т российской нефти в 2020 г., а железная дорога страны готова обеспечить перевозку всего объема произведенного топлива.
Тезисы А. Бунакова:
- технические возможности первичных и вторичных процессов белорусских НПЗ позволяют обеспечить переработку нефти в объеме 24 млн т/год - по 12 млн т на каждом НПЗ;
- в 1м квартале 2020 г. белорусский НПЗ Нафтан готов переработать 3 млн т, Мозырский НПЗ - 2,9 млн т;
- в 2015 г. на наши заводы было поставлено 23,5 млн т нефти;
- у нас и сегодня есть возможность переработки таких объемов, имеется необходимая транспортная инфраструктура;
- направления продаж нефтепродуктов определяются с учетом логистики поставок и других условий реализации.
Остальные 6 млн т Белоруссия реэкспортировала (перетаможка), а заодно оставляла пошлины от продажи российской нефти в своем бюджете.
В 2020 г. индикативный баланс вновь составит 24 млн т нефти, но по некоторой информации, перетаможка нефти в этот объем не входит.
Белнефтехим 11 декабря 2019 г. сообщил, что Белорусские НПЗ увеличили мощность переработки до 24 млн т, и теперь вся российская нефть пойдет на переработку.
При этом в концерне подчеркнули, что баланс еще может быть скорректирован.
Модернизация
По словам А. Бунакова, белорусские НПЗ за счет модернизации и реконструкции снизили затраты на производство продукции на 60 млн долл. США в 2019 г.
В частности, в целях повышения операционной эффективности действующего производства в 2019 г. на Мозырском НПЗ реализован проект по увеличению производительности комбинированной установки каталитического крекинга.
Кроме того, Бунаков напомнил, что в настоящее время на завершающем этапе находятся 2 крупных инвестиционных проекта, направленных на увеличение глубины переработки нефти.
Цены на бензин
Цена на моторное топливо в Белоруссии остается на 30-40% ниже, чем на сопредельных европейских и украинском рынках.
Напомним. что в Белоруссии с начала 2019 г. 27 раз менялись цены на автомобильное топливо.
В основном они увеличивались на 1 коп.
В последний раз топливо дорожало 15 декабря 2019 г.: 1 литр бензина АИ-95-К5-Евро составил 1,72 рубля (0,82 долл. США), бензина АИ-92-К5-Евро - 1,62 рубля (0,78 долл. США).
Белнефтехим объяснял это необходимостью компенсации затрат НПЗ по приобретению углеводородного сырья.
В начале ноября 2019 г. премьер-министр Беларуси С. Румас заявил, что пока каких-то предпосылок значительно повышать цены на топливо нет, возможно лишь «плавное повышение».
Автор: А. Игнатьева