USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 87.38

0

Природный газ 1.76

0

4 мин
...

1,5 млрд долл США. Россия и Белоруссия договорились о компенсациях за налоговый маневр

По предварительным оценкам, размер компенсаций может достичь 1,5 млрд долл. США.

1,5 млрд долл США. Россия и Белоруссия договорились о компенсациях за налоговый маневр

Москва, 18 дек - ИА Neftegaz.RU. Россия компенсирует Белоруссии потери от налогового маневра в нефтяной отрасли за счет унификации Налоговых кодексов стран и введения обратного акциза для белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Размер компенсаций может достичь 1,5 млрд долл. США.

Белоруссия оценивала свои потери из-за налогового маневра в нефтяной отрасли РФ в 2019-2024 гг. в 10,5–11 млрд. долл. США.
Белоруссия исторически покупала российскую нефть беспошлинно, а в последние годы получила возможность не возвращать и пошлины на нефтепродукты, полученные из этой нефти.
В Минфине РФ это называли скрытой формой субсидирования, а в Белоруссии - перетаможкой.
Но с 2019 г. в рамках нефтяного маневра Россия постепенно, в течении 6 лет, обнулит экспортные пошлины на нефть, так что прежняя схема не будет работать.

В итоге решено, что Россия предоставит белорусским НПЗ отрицательный акциз, как и российским, в рамках налогового маневра с 2019 г., сообщил РБК.
О том, что такой вариант обсуждается, в ноябре 2019 г. заявил вице-премьер Д. Козак.
По его словам, белорусские заводы смогут получать вычет, как и российские, когда 2 страны унифицируют Налоговый кодекс в рамках экономической интеграции.

Однако, как 9 декабря 2019 г. после переговоров В. Путина и А. Лукашенко в г. Сочи заявил посол Белоруссии в РФ В. Семашко, реально его введут не раньше 2022 г.
А до этого времени Россия сможет компенсировать потери Белоруссии от маневра лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть.
Это позволит белорусским НПЗ пройти 2020 г. безболезненно.

Первоочередным является решение вопроса об унификации налогового законодательства России и Белоруссии, именно он сейчас обсуждается.
После приведения налоговых систем к единообразию для белорусских и российских предприятий будут введены единые правила, в т. ч. и отрицательный акциз.

Нефтепереработка является для Белоруссии критически важной, не менее 1/4 всего экспорта страны составляет ее продукция.
Поэтому МВФ считает, что налоговый маневр является главной опасностью для белорусской экономики, т. к. если Россия откажется компенсировать Белоруссии потери от маневра, это может привести к рецессии.
В результате налогового маневра пострадала рентабельность даже ряда российских НПЗ, что уж говорить о белорусских заводах.

Переговоры о компенсации - часть продолжающейся работы по согласованию условий углубления интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства.
20 декабря 2019 г. в г. Санкт-Петербург очередную встречу по этой теме проведут президенты В. Путин и А. Лукашенко.
Предыдущая встреча президентов 2х стран прошла 7 декабря 2019 г. в г. Сочи и длилась более 5 часов.
По итогам сторонам удалось достичь прогресса по ключевым вопросам:
  • компенсация убытков белорусским НПЗ от налогово маневра;
  • цена на российский газ для Белоруссии с 2020 г.
Эти вопросы Белоруссия напрямую увязывает с возможностью дальнейшей интеграцией с РФ в рамках Союзного государства.
Как после переговоров сообщил М. Орешкин, сторонам удалось значительно продвинуться в решении этих вопросов, но подробностей не сообщил.

С 2017 г. Белоруссия получает по индикативному балансу 24 млн т/год беспошлинной российской нефти, но фактически 2 белорусских НПЗ перерабатывают только 18 млн т.
Остальные 6 млн т из 24 млн т Белоруссия реэкспортировала (перетаможка), оставляя пошлины от продажи российской нефти в своем бюджете.
Годовая стоимость перетаможки меняется в зависимости от цен на нефть.
Например, в 2018 г., до того как Россия начала снижать экспортные пошлины, она оценивалась примерно в 2,3 млрд долл. США.

В 2020 г. индикативный баланс вновь составит 24 млн т нефти.
Но по некоторой информации, перетаможка нефти в этот объем не входит.
Белнефтехим в декабре 2019 г. сообщил, что Белорусские НПЗ увеличили мощность переработки до 24 млн т, и теперь вся российская нефть пойдет на переработку.

Точно рассчитать размер отрицательного акциза для белорусских НПЗ не простая задача, отмечают эксперты
В России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких факторов, в т. ч. цен на нефть, ассортимента нефтепродуктов завода, его удаленности от экспортных рынков и т.д.
Кроме того неизвестно, изменится ли формула для белорусских НПЗ.
Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 г. составит 4 тыс. руб./т, или 96 млрд руб. (1,5 млрд долл. США) при переработке 24 млн т нефти.
Компенсации нефтяным компаниям из федерального бюджета в рамках механизма обратного акциза на нефтепродукты в 2019 г. составят 426,6 млрд руб, что в 1,4 раза больше, чем заложено в принятом ранее бюджете на год.
Об этом говорилось в пояснительной записке к проекту правительственных поправок в бюджет 2019 г., опубликованному в электронной базе данных Госдумы.
На увеличение компенсаций повлиял ряд факторов, в т. ч. корректировка расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, изменение курса доллара США по отношению к рублю, цен на нефтепродукты и расходов на их транспортировку, объемов нефтяного сырья, направленного на переработку и динамика мировой цены на нефть марки Urals.

Другим спорным вопросом остается цена поставки в Белоруссию российского газа.
На данный момент не определены ни объемы, ни стоимость поставок.
В. Семашко говорил, что он должен быть согласован в течении ближайших 2х недель, а правительствам 2х стран было поручено дополнительно проработать этот вопрос.
При этом Белоруссия изначально настаивала на цене как в Смоленской области РФ - 70 долл. США/1000 м3 газа, что почти в 2 раза ниже нынешней цены в 127 долл. США.
Но на данный момент Белоруссия больше не настаивает на этой цене.

Активные переговоры об экономической интеграции России и Белоруссии начались в конце 2018 г.
Тогда белорусская сторона сформулировала основные требования, без которых экономического сближения не произойдет:
  • снизить цены на газ и нефть;
  • компенсировать налоговый маневр;
  • снять сдерживающие меры для импорта своей продукции в Россию.
В начале сентября 2019 г. премьер-министры 2х стран утвердили проект интеграции - он представляет собой пакет из 31 дорожной карты в различных отраслях и направлениях сотрудничества - от разработки единого Налогового кодекса до формирования единой аграрной и промышленной политики.
Правительства должны были представить все свои предложения президентам до 1 декабря 2019 г., чтобы к 8 декабря 2019 г., на 20-летие подписания договора о создании Союзного государства, президенты их утвердили.
Сроки были сорваны, а после переговоров В. Путина и А. Лукашенко в г. Сочи, где были согласованы дорожные карты по электроэнергетике и о сотрудничестве таможенных служб, остаются несогласованными 8 дорожных карт из 31.




Автор: Д. Савосин


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram