Об этом 20 мая 2024 г. сообщил Ъ со ссылкой на письмо замминистра финансов РФ А. Сазанова в правительство от конца апреля.
Необнуляемый демпфер
С идеей о введении 6-месячного моратория на обнуление выплат в рамках демпфирующего механизма выступила Роснефть.Ранее издание сообщало о том, что глава Роснефти И. Сечин 5 апреля 2024 г. направил премьер-министру РФ М. Мишустину письмо с рядом предложений:
- просьбой о введении в апреле-сентябре моратория на обнуление демпфера на период стабилизации ситуации на топливном рынке,
- как альтернатива - расширение разрешенного диапазона отклонения оптовых цен, чтобы демпфер не обнулялся,
- исключение правила о полном отсутствии выплат в случае превышения цены отсечения по одному нефтепродукту - бензину или дизельному топливу, чтобы сохранить демпферные выплаты хотя по тому виду нефтепродуктов, по которому превышения не было.
И. Сечин тогда предупреждал, что при сохранении текущего тренда роста биржевых цен, риски обнуления демпфера высоки.
А обнуление выплат по демпферу может привести к бесконтрольному росту цен на бирже, локальным дефицитам и убыткам независимой розницы в условиях сдерживания цен для конечных потребителей.
Минфин РФ тогда сообщил, что изучает эти предложения.
Минфин против
Предложение Роснефти Минфин по большей части не поддержал, что ожидаемо.Минфин выступает против:
- отмены до конца сентября условия по обнулению демпфера,
- расширения диапазона отклонения биржевых цен для получения выплат,
- не обнулять демпфер при превышении порога отклонения цен только по одному виду нефтепродуктов.
Тезисы от А. Сазанова:
- основная задача механизма демпфера - поддержание стабильного уровня цен на топливо на внутреннем рынке,
- установленное в Налоговом кодексе ограничение предельного отклонения оптовой цены реализации моторного топлива от индикативного уровня оптовой цены - инструмент по снижению ценовой волатильности,
- предлагаемые меры по приостановке действия или увеличению установленного предельного отклонения оптовой цены реализации моторного топлива не будут способствовать стабильности цен на внутреннем рынке.
Демпфер и зачем он нужен
Демпфирующий механизм стал дополнением к финальному витку большого налогового маневра.В рамках завершения налогового маневра, которое стартовало с 2018 г., налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Фактически это означало, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) оказались в тех же условиях, что и покупатели российской нефти за рубежом, а привлекательность поставок на внутренний рынок для НПЗ резко снизилась.
В период с 2018 г. на внутреннем топливном рынке в России прошла серия кризисов, первый из которых случился уже в 2019 г.
Для балансировки внутреннего рынка был введен демпфирующий механизм - налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние.
В 2024 г. налоговый маневр завершился с обнулением экспортных пошлин и ростом НДПИ, а демпфер стал единственным механизмом регулирования внутреннего топливного рынка (за исключением мер ручного регулирования, вроде запрета на экспорт).
Работает демпфер следующим образом:
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние, то государство компенсирует производителям часть этой разницы,
- в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (на 2024 г. индикативная цена бензина установлена в 58650 руб./т и 55000 руб./т для дизтоплива).
За прошедшее с момента запуска демпфера время, выплаты в основном осуществлялись государством в адрес нефтяников, за исключением периода локдаунов по коронавирусу в 2020 г.
По итогам 2023 г. выплаты нефтяным компаниям по демпферу составили 1,589 трлн руб., что на 26,8% ниже, чем в 2022 г.
За 4 месяца 2024 г. выплаты увеличились в 1,7 раза и составили 626,1 млрд руб.
Обнулялся демпфер при этом лишь один раз - в октябре 2023 г., когда моторное топливо на бирже торговалось выше установленного для выплат уровня.
Это стало следствием кризисной ситуации на российском топливном рынке, вклад в которую в т.ч. внес Минфин, анонсировав в апреле 2023 г. 2-кратное снижение выплат нефтяным компаниям в рамках демпирующего механизма.
Инициатива Минфина, вместе с приближением пикового летнего сезона спроса, периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ, ростом привлекательности экспортной альтернативы и серого экспорта, стимулировало рост цен на внутреннем рынке и привело к физическому дефициту топлива в ряде регионов.
По факту демпфер был срезан с 1 сентября 2023 г., но продержалась эта мера лишь месяц, поскольку ситуация на топливном рынке ухудшилась и правительство РФ ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.
С 1 октября 2023 г. понижающий коэффициент из формулы демпфера был исключен, а компенсирует рост демпферных выплат бюджет РФ из других источников.
По мере стабилизации рынка, запреты на экспорт смягчался (последним был отменен запрет на экспорт зимнего дизеля с 22 марта 2024 г.).
Однако с 1 марта 2024 г. был восстановлен запрет на экспорт бензина, со сроком действия до 31 августа 2024 г.
Правительство РФ изучает возможность его временного снятия, объявление об этом может последовать на текущей неделе.