USD 107.1758

-0.57

EUR 112.8019

-1.51

Brent 71.92

+0.09

Природный газ 3.201

-0.01

4 мин
...

Нефтегазовые доходы российского бюджета в 2023 г. сократились на 23,9%

Нефтегазовые доходы бюджета в 2023 г. составили 8,8223 трлн руб., не достигнув планового уровня в 8,939 трлн руб.

Нефтегазовые доходы российского бюджета в 2023 г. сократились на 23,9%

Источник: Минфин РФ

Москва, 11 янв - ИА Neftegaz.RU. Нефтегазовые доходы российского бюджета в 2023 г. снизились на 23,9% по сравнению с 2022 г. и составили 8,8223 трлн руб.
Об этом Минфин РФ сообщил 11 января 2024 г.

Результаты 2023 г.

Нефтегазовые доходы в 2023 г.:
  • снизились с 11,5862 трлн руб. до 8,8223 трлн руб. и не достигли планового уровня в 8,939 трлн руб.;
  • базовые нефтегазовые доходы выросли на 22,9% и составили 8 трлн руб.;
  • дополнительные нефтегазовые доходы резко упали в 6,2 раза, до 822,2544 млрд руб. (показатель 2022 г. - 5,0773 трлн руб. на фоне резкого роста цен на энергоносители на мировых рынках).
Причины снижения нефтегазовых доходов:
  • высокая база сравнения 2022 г.;
  • снижение котировок цен на нефть сорта Urals в начале 2023 г.;
  • снижение цен и сокращение объемов экспорта природного газа.
Отдельно в декабре 2023 г. нефтегазовые доходы бюджета составили 650,5 млрд руб., что на 32,4% ниже уровня ноября и на 30,2% меньше к декабрю 2022 г.

В структуре нефтегазовых доходов по итогам 2023 г. основной статьей остался налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 2м по значимости стал налог на дополнительный доход (НДД):
  • НДПИ принес бюджету 9,4653 трлн руб., что на 11,1% меньше по сравнению с 2022 г., в т.ч.:
    • НДПИ по нефти снизился на 7,2%, до 7,7866 трлн руб,
    • НДПИ по газу - сократился на 34,9% и составил 1,2193 трлн руб.,
    • НДПИ по газовому конденсату вырос на 20,9%, до 459,4 млрд руб.;
  • платежи по НДД сократились на 23,3% и составили 1,2926 трлн руб.,
  • поступления в бюджет от взимания экспортных пошлин уменьшились на 61,0%, до 976,8 млрд руб.
Ситуация с нефтегазовыми доходами могла быть хуже, но сильно помог октябрь 2023 г., когда уровень нефтегазовых доходов превысил более 27% YoY.
В октябре 2023 г. властям удалось сломать негативную тенденцию снижения нефтегазовых доходов.
Нефтяным компаниям за год из госбюджета в рамках демпфирующего механизма было выплачено 1,5886 трлн руб., что на 26,8% меньше, чем в 2022 г.
Бюджет сэкономил, но за счет чего?
  • нефтяники как бы не выполнили условие правительства по уровню цен на АЗС, получив прибыль от высоких цен на топливо;
  • власти за это не выплатили нефтянке около 0,6 трлн рублей по демпферу - это экономия бюджета,
  • но кто компенсирует потребителям чрезмерно высокие цены на АЗС?
Так что эта экономия бюджета - не за счет нефтяников, а за счет потребителей топлива.


Предварительно оценено исполнение федерального бюджета за 2023 г.

Цифры:
  • доходы бюджета - рост на 4,7% к 2022 г. до 29,123 трлн руб/год;
  • расходы - рост на 4%, до 32,364 трлн руб.,
  • дефицит бюджета - 3,241 трлн руб. или 1,9% ВВП по сравнению с 2,1% в 2022 г.
Анализ:
  • динамика поступления доходов и финансирования расходов в 2023 г. свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами;
  • порадовали ненефтегазовые доходы:
    • рост - на 25,0% до 20,301 трлн руб/год;
    • динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области, в т.ч. к уровню 2021 г. (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
  • устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов обеспечивает:
    • накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры;
    • использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами бюджетного правила.

Покупка/продажа валюты

Ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в январе 2024 г. в размере 130,8 млрд руб.
При этом по итогам декабря 2023 г. отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема составило -199,9 млрд руб.
Данная величина обусловлена:
  • корректировкой налогового законодательства в части акциза на нефтяное сырье, направленного на переработку,
  • подачей соответствующих уточненных налоговых деклараций,
  • отклонением показателей физических объемов от прогнозируемых значений.
Таким образом, совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты и золота, составляет 69,1 млрд руб.
Операции будут проводиться в период с 15 января по 6 февраля 2024 г., соответственно, объем продажи иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 4,1 млрд руб./сутки.

Таким образом, Минфин впервые возвращается к продажам валюты с момента возобновления покупок в августе 2022 г.
7 августа Минфин впервые с февраля 2022 г. перешел к покупкам в рамках бюджетного правила.
Ежедневный объем закупки установили в эквиваленте 1,8 млрд руб., в сентябре-октябре его увеличили до 13,15 млрд руб., с 6 октября - 18,12 млрд руб., с 8 ноября - 29,6 млрд руб., с 7 декабря 2023 г. - 11,7 млрд руб.

Напомним, что бюджетное правило было введено как механизм перевода сверхдоходов от нефтегазовой отрасли промышленности в накопления путем покупки валюты.
В 2023 г. из механизма была исключена цена отсечения по нефти сорта Urals, при превышении которой закупалась валюта.
В рамках данной конструкции валюта в рамках бюджетного правила закупалась, если фактические доходы от продажи нефти и газа за месяц превысили рассчитанный Минфином базовый уровень.
С 2024 г. вводится новая схема, согласно которой нефтегазовые доходы при формировании бюджета вновь будут рассчитываться исходя из:
  • базовой цены на нефть;
  • базовой экспортной цены на природный газ;
  • базовой цены экспортной альтернативы для бензина и дизтоплива.
Базовая цена на нефть установлена на уровне 60 долл. США/барр. с ежегодной индексацией на 2% с 2027 г.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram