Якутия работает над ТОРами. Сыллахское угольное месторождение будет включено в ТОР Южная Якутия, а ЖСВ надо ускорить
Сыллахское месторождение угля получит стимул для развития, тогда как срок окончания строительства Жатайской судоверфи будет отложен до 2023 г.
Об этом шла речь в ходе заседаний набсоветов по развитию ТОР Якутия и ТОР Южная Якутия, которые 25 августа 2021 г. провел глава республики Саха (Якутия) А. Николаев.
В ходе мероприятий были рассмотрены результаты текущей деятельности и перспективы территорий опережающего социально-экономического развития Якутии.
В настоящее время в республике на территории 2 ТОРов ведут свою деятельность 43 резидента, в т.ч. с начала 2021 г. добавились 5 новых резидентов.
Общий объем инвестиций по всем проектам составит 124 млрд руб., фактически проинвестировано более 66 млрд руб.
Реализация проектов рассчитана на создание более 10 тыс. новых рабочих мест, из которых на сегодняшний день создано 7700.
На заседании набсовета ТОР Южная Якутия было поддержано расширение ТОР на территорию создания на Сыллахском угольном месторождении добывающего предприятия.
Реализация проекта предусматривает создание 1170 рабочих мест.
Сыллахское месторождение площадью 221,4 км2 расположено в Нерюнгринском и Олекминском районах Якутии.
По своей перспективности Сыллахское месторождение сегодня считается 2м в Южной Якутии после Эльгинского месторождения.
Месторождение включает Тунгурчинский, Лево-Сыллахский и Верхне-Нырниктинский участки.
Балансовые запасы месторождения составляют более 140 млн т угля.
Аукцион на Сыллахское месторождение состоялся в конце 2019 г. победителем стал АнтрацитИнвестПроект, но ФАС заподозрила картельный сговор.
Вторая участвовавшая в аукционе компания ХК Эволюция, контролирующая АнтрацитИнвестПроект, предложений о цене не делало.
В итоге АнтрацитИнвестПроект выиграл аукцион, заплатив 299 млн руб. при стартовом платеже в 271,85 млн руб.
Это вызвало подозрения ФАС в том, что отказ ХК Эволюция от конкурентной борьбы с АнтрацитИнвестПроектом, обеспечивший ему победу с минимальным повышением начальной цены, в совокупности с установленными фактами совместной подготовки к торгам, свидетельствует о наличии договоренностей между компаниями.
В настоящее время АнтрацитИнвестПроект уже приступил к проекту по созданию угольно-логистического кластера в Якутии и Амурской области.
Проект комплексного освоения Сыллахского угольного месторождения предусматривает создание инфраструктуры для вывоза угля на территории Тындинского района Амурской области, где планируется построить логистический комплекс в районе разъезда Талума.
По планам предприятия это будет крупная угольная железнодорожная станция, которая сможет выполнять погрузку угля объемом 4,5 млн т/год угля.
В будущем логистический комплекс будет включен в ТОР на территории Амурской области.
В рамках развития ТОР Якутия А. Николаев отметил необходимость в 2021 г. полного завершения работ по энергоснабжению Жатайской судоверфи (ЖСВ).
Правительству республики Саха (Якутия) поручено разработать предложения по решению проблемных вопросов нескольких проектов ТОР Якутия, отстающих от плана-графика реализации.
Совместную работу по обеспечению их необходимой инфраструктурой необходимо усилить, отметил А. Николаев.
Жатайская судоверфь строится с 2019 г. на базе судостроительного и ремонтного завода в пос. Жатай вблизи г. Якутск.
Планируется, что ЖСВ сможет строить 10, модернизировать - 6 и ремонтировать 120 судов в год.
Это, в свою очередь, поможет обеспечить бесперебойные грузоперевозки в изолированном от других рек и поэтому труднодоступном Ленском бассейне, а также в Арктической зоне РФ, в т.ч. по Северному морскому пути (СМП).
Проект сильно задерживается, что обусловлено несвоевременным привлечением необходимого объема внебюджетных средств для проведения закупочных процедур на поставку технологического оборудования по проекту.
Указанные обстоятельства вызваны длительным сроком получения гарантии от республики в части компенсации затрат на оплату основного долга и процентов по кредиту, а также отказом согласования крупной сделки Росимуществом (владеет 82,19% ЖСВ).
Дополнительными причинами отставания от графика стал аномально низкий температурный режим зимой 2020-2021 гг., не позволяющий полноценно производить необходимые строительные работы, транспортные ограничения и сокращение численности рабочего персонала на площадке строительства в связи с ограничениями, связанными с предупреждением распространения короновирусной инфекции.
В середине августа 2021 г. стало известно, что Минпромторг РФ предлагает перенести срок окончания строительства ЖСВ с 2021 на 2023 г.