Об этом PGNiG сообщила 2 августа 2021 г.
Nord Stream 2 AG, оператор проекта по строительству магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, подала заявку на проведение в предупредительном порядке сертификации в качестве ITO 11 июня 2021 г. на основании запроса BNetzA.
Этот шаг был обусловлен тем, что BNetzA отказало МГП Северный поток-2 в освобождении от требований обновленной газовой директивы ЕС, распространяющей требования 3го энергопакета на все газопроводы, входящие на территорию союза из третьих стран, в т.ч. морские.
МГП Северный поток был от этого требования освобожден, поскольку был запущен до вступления новых правил в силу, т.е. до 23 мая 2019 г.
МГП Северный поток-2 к этому моменту завершен не был, а доводы Nord Stream 2 о завершении проекта в инвестиционном плане регулятор посчитал недостаточными.
Данное решение Nord Stream 2 обжаловала в суде, наряду с самими поправками к газовой директиве ЕС, но вероятность положительного решения для компании исчезающе мала в обоих случаях.
Однако сертифицировать Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора ITO в Германии возможно.
Оператором газопровода может владеть компания, осуществляющая добычу и поставку природного газа, но на ITO налагается ряд требований, которые гарантируют его независимость от собственника-экспортера.
Польша считает, что Nord Stream 2 не соответствует ряду требований, предъявляемых к ITO, а также в принципе злостно уклоняется от требований 3го энергопакета:
- выдача сертификата модели ITO возможна только для тех ГТС, которые существовали до 23 мая 2019 г., тогда как Северный поток-2 на эту дату даже не был построен,
- Nord Stream 2, зарегистрированная в Швейцарии, не выполняет основного требования для предоставления сертификации, согласно которому сертифицированным оператором ГТС может стать лишь компания, зарегистрирована в одном из государств-членов ЕС,
- ITO должен выполнять конкретные критерии, касающиеся корпоративной структуры, которые не выполняются Nord Stream 2 AG,
- для компаний, контролируемых организациями из-за пределов ЕС, предоставление статуса оператора требует расширенной процедуры сертификации, которая включает в себя детальный анализ влияния сертификации на безопасность поставок,
- регулирующий орган обязан отказать в сертификации, которая поставила бы под угрозу безопасность энергоснабжения в получающем газ государстве-члене, а также в ЕС,
- согласно позиции Еврокомиссии (ЕК), Северный поток-2 не соответствует политическим целям Энергетического союза и может позволить единому поставщику еще больше укрепить свои позиции, усиление влияния Газпрома на функционирование газотранспортной инфраструктуры имеет негативные последствия для конкуренции.
Запад не рассчитывал на завершение проекта МГП Северный поток-2, уверенный, что его удасться торпедировать, как Южный поток.
Сейчас действия Запада кажутся несколько суетливыми.
Польша, как и Украина, от реализации Проекта пострадает больше других стран по нескольким причинам:
- Польша снизит влияние в ЕС, а Германия - нарастит;
- Польша не получит ожидаемый доход от транзита газа по МГП Ямал - Европа;
- боссы из США будут недовольны;
- придется закупать российский газ через посредника - Германию.
Тезисы от главы PGNiG П. Маевского:
- Nord Stream 2 AG не хочет соблюдать основные правила 3го энергопакета, которые направлены на обеспечение конкуренции и равных условий для всех участников рынка,
- в частности, хочет избежать применения требований о разделении собственности, доступе третьих лиц и прозрачных тарифах, которые должны учитывать стоимость всего газопровода,
- ключевым фактором также является негативное влияние проекта на безопасность поставок ЕС и его государств-членов,
- PGNiG считает, что нет никаких юридических оснований для предоставления принадлежащей Газпрому швейцарской компании сертификата и, следовательно, для начала эксплуатации газопровода,
- запрос Nord Stream 2 AG должен быть отклонен по формальным и существенным причинам,
- на карту поставлена безопасность поставок, а также функционирование внутреннего рынка ЕС.
Поэтому PGNiG решила присоединиться к процедуре сертификации, проводимой BNetzA, а также уведомить о своей позиции ЕК.
Повод для оптимизма у PGNiG есть, причем достаточно серьезный.
После того, как суд оставил в силе ограничения, наложенные на 50% мощности МГП OPAL, восточного отвода от МГП Северный поток, принцип энергетической солидарности, на который ссылалась Польша, стал серьезным аргументом и в других разбирательствах.
Остается надеяться, что здравый смысл победит, и власти ЕС не допустят отсутствия газа, когда нагрянет Great Frost.