Москва, 29 июл - ИА Neftegaz.RU. В Федеральном сетевом агентстве ФРГ (BNA) сообщили, что не могут назвать точные сроки рассмотрения заявки Nord Stream 2 AG (NS2AG) на сертификацию как независимого оператора газотранспортной системы.
Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу регулятора.
Для любознательных напомним, что хотя компания принадлежит Газпрому, который должен доставлять газ по трубе, это не противоречит закону ЕС, поскольку в правилах говорится о назначении так называемого независимого оператора системы передачи (ITO), которым может владеть экспортер газа.
Но ITO должен соответствовать ряду конкретных требований, которые гарантируют его независимость от собственника-экспортера, например, гарантировать доступ к трубе не только Газпрому, но и другим российским компаниям.
Это в ЕС считают серьезным требованиям.
Но, кто решится поставлять газ в Европу без разрешения В. Путина?
Nord Stream 2 AG подал заявку 11 июня 2021 г., т.е. на следующий день после завершения строительства надводного захлеста на Line B (2я нитка, 1я по степени готовности) МГП Северный поток-2, что означает ее полную техническую готовность.
Такую процедуру BNA определил в мае 2020 г., постановив Северный поток 2 не будет освобожден от требований Газовой директивы ЕС, которая вступила в силу 23 мая 2019 г.
В 2019 г. в газовую директиву ЕС были внесены поправки, и согласно новым правилам МГП Северный поток - 2:
- должен будет работать в соответствии с прозрачными правилами, как и другие газопроводы в ЕС;
- газопроводом должен будет управлять независимый оператор, который будет гарантировать, среди прочего:
- прозрачные тарифы,
- недискриминационный доступ к трубе для всех поставщиков.
Власти РФ и Германии пытаются не допустить внесения поправок в директиву:
- в 2015 г. вице-канцлер Германии З. Габриэль заверил Путина во время своего визита в РФ, что немецкие власти заблокируют поправки к газовой директиве, но немецкая дипломатия не смогла;
- NS2AG - дочка Газпрома, подала в немецкий регулирующий орган BNA заявку на отступление от некоторых новых правил.
ВНА отказал по формальным причинам.
NS2AG не унывает, отмечая, что заявка на проведение сертификации не означает какого-либо изменения или смягчения правовой позиции компании.
В настоящее время агентство изучает поданные Nord Stream 2 AG документы.
Под предлогом рассмотрения, насколько полный комплект подала компания, в агентстве тянут время.
Это полностью соответствует стратегии властей США на затягивание реализации проекта с целью снижения его рентабельности.
Как только станет установлено, что документы поданы в полном объеме, у BNA будет 4 месяца, чтобы подготовить проект решения и еще 2 месяца на принятие окончательного решения.
В рамках сертификации агентство проверит Nord Stream 2 AG на соответствии с требованиями Газовой директивы.
А министерство энергетики ФРГ проверит проект на предмет безопасности энергоснабжения при использовании трубопровода.
После этого проект решения BNA направят Европейской комиссии для комментирования.
На вопрос, зависят ли сроки приема Северного потока-2 в эксплуатацию от решения BNA по лицензированию оператора, в агентстве отметили:
- BNA не принимает решения о приеме или отказе в приеме к эксплуатации;
- если к вводу в эксплуатацию не будут выполнены требования анбандлинга, соответствующая палата (BNA) сможет наказать за это, как за административное правонарушение.
В министерстве энергетики ФРГ не стали отвечать на вопрос об ожидаемых сроках начала эксплуатации трубопровода, объяснив это тем, что Северный поток-2 является проектом коммерческих фирм.
Согласно новым правилам, под нормы 3го энергопакета ЕС подпадают не только наземные, но и морские участки газопроводов между ЕС и 3ми странами.
В частности новые и действующие газопроводы в территориальных морях государств ЕС должны предусматривать разделение деятельности, связанной с добычей и транспортировкой газа (анбандлинг), а также возможность доступа третьих сторон к прокачке газа по трубе.
Раздел 28b закона EnWG при этом предусматривает, что газопроводы между Германией и третьими странами, строительство которых было завершено до 23 мая 2019 г., выводятся из-под действия новой газовой директивы ЕС.
На этом основании BNetzA удовлетворил ходатайство Nord Stream о выводе МГП Северный поток из-под действия новых правил на 20 лет, а аналогичное ходатайство Nord Stream 2 было отклонено.
Стороны никак не могут сойтись во мнениях о том, что считается завершением проекта:
- BNetzA понимает под этим строительную готовность и формально право,
- NS2AG настаивает на том, что должна учитываться инвестиционная составляющая, поскольку инвестиции делались до вступления в силу новых правил:
- если вспомнить русскую посоловицу о том, что коней на переправе не меняют, то и позиция NS2AG справедлива.
Ситуация, как в фильме про Ивана Васильевича, где жена управдома имеет сразу 2 мужей.
Доброй воли стороны не выказывают, поэтому будет формально, по закону.
Суров закон, но - закон.
Газпром ограничивает поставки природного газа в Европу, намекая на необходимость принятия скорого положительного решения по сертификации, но это усугубляет боязнь роста влияния властей РФ в ЕС.
Но цены на газ в Европе растут, и ЕС не может это игнорировать.
Решения суда по данному вопросу можно ожидать не ранее 25 августа 2021 г.
Но заполнение технологическим газом и пусконаладку с поставками газа пока можно начать и без сертификации.
Напомним, что изначально строительство МГП Северный поток-2 должно было завершиться в 2019 г.
Однако проект был приостановлен в декабре 2019 г., поскольку швейцарская Allseas отказалась от укладки труб из-за возможных санкций со стороны США.
В декабре 2020 г. строительство возобновилось силами российских трубоукладчиков, которые на данный момент, вместе с рядом вспомогательных судов и 3 российскими организациями, находятся под санкциями США.
Также санкции США распространяются на услуги по сертификации и вводу в эксплуатацию МГП Северный поток-2, что может осложнить запуск проекта.
Кроме того, уже в середине августа 2021 г. Госдеп США должен представить в Конгресс следующий доклад по санкциям против МГП Северный поток-2, что означает риски для избежавшей санкций Nord Stream 2 AG и сертификатора проекта.
Автор: Е. Свинцова