При этом, Reuters деликатно не поясняет о том, что речь идет только о споте, а все долгосрочные контракты, которые составляют львиную долю поставок российской нефти, продолжают выполняться.
Некая однобокость подачи информации, вероятно, вызвана спецоперацией РФ на Украине ( на 6 марта), которая не всем на Западе нравится.
Государственные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Китая соблюдают существующие контракты на покупку российской нефти, но избегают новых контрактов, несмотря на большие скидки:
- Sinopec, имеющий крупнейший в Азии нефтеперерабатывающий завод, CNOOC, PetroChina и Sinochem отстранились от покупки новых спотовых партий российской нефти с поставками в мае 2022 г.
- компании не хотят, чтобы их считали открыто поддерживающими российскую «спецоперацию», покупая дополнительные объемы нефти.
- после того как власти США запретили импорт российской нефти в марте 2022 г., а Европейский союз ввел санкции против крупнейшего российского экспортера Роснефти и Газпром нефти, госпредприятия Китая проявляют осторожность,
- их действия могут быть расценены как представляющие китайское правительство, и никто из них не хочет, чтобы его выделяли в качестве покупателя российской нефти.
В последние годы между Китаем и Россией связи стали прочнее:
- совсем недавно, в феврале 2022 г., было объявлено о партнерстве без ограничений,
- Китай отказался осудить действия России на Украине или назвать это вторжением,
- Китай неоднократно критиковал западные санкции против России, хотя высокопоставленный китайский дипломат заявил 2 апреля, что власти не стремятся обходить санкции в отношении России.
Источники ожидают, что государственные компании Китая и дальше будут соблюдать долгосрочные существующие контракты на российскую нефть, но воздерживаться от новых спотовых сделок.
Падение импорта российской нефти в Китай может побудить государственные НПЗ обратиться к альтернативным источникам, усугубив опасения по поводу глобальных поставок, которые привели к тому, что цены на нефть бенчмарка Brent достигли 14-летних максимумов около 140 долл. США/барр. в начале марта 2022 г.
До украинского кризиса Россия поставляла 15% импорта нефти в Китай:
- 50% по МНП ВСТО и Атасу-Алашанькоу,
- остальное - нефтеналивными - танкерами из своих портов на Черном, Балтийском море и Дальнем Востоке.
Источники говорят:
- Послание и тон ясны - контроль рисков и соблюдение требований превыше прибыли;
- Несмотря на то, что российская нефть сильно обесценена, существует много проблем, таких как обеспечение страхования доставки и проблемы с оплатой;
- Unipec посоветовала его заводу найти замену для поддержания нормальной работы НПЗ.
Согласно данным трейдеров и судоходства, Unipec в марте загрузила 500 тыс. т нефти сорта Urals из российских портов Балтии, что является самым высоким объемом за последние месяцы, поставленным Сургутнефтегазом на месте и в рамках экспортного тендера Роснефти, который Unipec выиграла на погрузку в период с сентября 2021 г. по март 2022 г.
Его последними сделками с нефтью сорта Urals станут 2 апрельские отгрузки общим объемом 200 тыс. т от Сургутнефтегаз, сообщили 2 трейдера, осведомленные о сделках.
В отличие от этого, Индия до сих пор заказала по меньшей мере 14 млн барр., или около 2 млн т, российской нефти с 24 февраля, по сравнению с почти 16 млн барр. за весь 2021 г.
Другие государственные покупатели - PetroChina, CNOOC и Sinochem - отказались от российского сорта нефти ВСТО для майской поставки 2022 г.
Sinopec сталкивается с проблемами с оплатой даже по ранее согласованным сделкам, поскольку государственные банки, не склонные к риску, стремятся сократить финансирование сделок, связанных с российской нефтью.
Некоторые независимые НПЗ продолжают импортировать нефть ВСТО.
Trafigura Group продала грузы в пункты назначения, включая китайскую провинцию Шаньдун, где находятся многие частные НПЗ страны, сообщили трейдеры.
Опасения из-за санкций заставили некоторых независимых нефтеперерабатывающих компаний, известных как чайники, некогда динамично развивающуюся группу потребителей, потребляющих около 1/3 импорта российской нефти в Китай, исчезнуть из поля зрения.
Чтобы сохранить поток нефти, эти НПЗ внедряют альтернативные механизмы оплаты, такие как перевод наличных, оплата после доставки груза и использование китайской валюты.
Ожидается, что российские поставщики - Роснефть, Сургутнефтегаз и Газпром нефть, а также независимые производители в лице швейцарского трейдера Paramount Energy - отгрузят рекордные 3,3 млн т ВСТО из порта Козьмино в мае 2022 г.