3 ноября 2021 г. позицию Газпрома повторила зампредседателя правления Газпрома, гендиректор Газпром экспорта Е. Бурмистрова, выступая на конференции Flame Energy and Natural Gas.
Конференция Flame случилась 2-4 ноября 2021 г. в отеле Ocura г. Амстердам в лучших традициях Омотэнаси - японской философии гостеприимства.
Предпочтения у нефтегазовых ТОПов разные.
И. Сечин, к примеру, не пропускает конференцию в г. Вероне.
Е. Бурмистрова - трепетно относится к конференции Flame в г. Амстердаме.
Это, впрочем, понятно - Flame - это конференция с несколько феминистским уклоном.
Women at Flame - новая захватывающая платформа в рамках Flame, на которой профессионалы в области энергетики могли обсудить проблемы, с которыми сталкиваются женщины в нефтегазе. Этот полудневный саммит открыт для всех, кто заинтересован в раскрытии и развитии талантов, ценностей и голоса женщин на рабочем месте.
20 - минутный доклад Е. Бурмистровой был основным на конференции 3 ноября.
Тема: Газпром и российские поставки в Европу: могут ли крупные держатели газовых ресурсов продолжать продавать, если они увидят сокращение спроса на природный газ?
Ее выступления анонсируют основные проблемы текущего периода:
- в 2020 г. - было посвящено угрозам санкций со стороны США в отношении МГП Северный поток-2 - как попытке вытеснить Россию с европейского рынка газа нерыночными способами.
- в 2018 г. - перспективам Европы после ввода в эксплуатацию МГП Северный поток - 2 в 2019 г, которая сможет экономить на энергоресурсах не менее 7,9 млрд долл США/год.
- Газпром не заинтересован ни в рекордно низких, ни в рекордно высоких ценах на газ,
- высокие цены на газ ведут к деградации спроса в Европе, что противоречит интересам Газпрома как производителя и поставщика,
- Газпром хочет видеть сбалансированный и предсказуемый рынок,
- стремление властей ЕС построить максимально рыночную и прозрачную модель газового рынка за счет перехода на краткосрочные контракты по образцу других товаров можно понять, но эта идея хороша лишь в теории, в реальности все гораздо сложнее,
- на хабе TTF, который обладает самой высокой ликвидностью в Европе, спотовые цены чрезвычайно волатильны, такой рынок не является ни привлекательным для инвесторов, ни более предсказуемым для участников,
- долгосрочные контракты обеспечивают предсказуемость не только для инвесторов, но и потребителей, они защищают от волатильности цен,
- чтобы понять преимущества долгосрочных контрактов перед спотовыми, следует спросить крупных игроков на рынке Европы, которые подтвердят:
- контракты с нефтяной привязкой выгоднее спотовых,
- газ, поставляемый Газпромом по долгосрочным контрактам, во много раз дешевле поставляемого по краткосрочным сделкам,
- (комментируя прогнозы об ограниченном жизненном цикле газа и целесообразность максимального наращивания добычи - прим. ред.) Газпром:
- не рассматривает природный газ как уцененный актив,
- не преследует цели продать как можно больше газа в максимально короткие сроки,
- это подорвало бы предсказуемость рынка, в т.ч. и для покупателей газа,
- долгосрочная стратегия Газпрома базируется на предположениях:
6 октября 2021 г. фьючерсы торговались на рекордно высоком уровне 1937 долл США/1000 м3.
Причины газового кризиса озвучивалась неоднократно:
- механизмы кризиса подробно объяснял президент РФ В. Путин, вице-премьер А. Новак, представители Газпрома.
- Госдеп США признал, что газовый кризис не вызван действиями России, но обвинения против Газпрома идут по новому кругу.
- в 2021 г:
- резко сократился приток СПГ на рынок Европы,
- снизилась собственная добыча газа в регионе на 10 млрд м3,
- Газпром увеличил экспорт газа своим европейским потребителям с января по 15 октября более чем на 15 млрд м3 или на 13%;
- на этом фоне странно слышать обвинения, что действия Газпрома привели к росту цен на газ в Европе,
- в Интернете и СМИ сегодня много фантастических предположений, предлагаемых людьми, которые слабо связаны с отраслью, - спекуляции о злонамеренных действиях Газпрома с целью извлечь выгоду из рекордно высоких цен на газ в Европе,
- бизнес-партнеры и клиенты холдинга подобных претензий не выдвигают,
- непонимание долгосрочной стратегии Газпрома часто приводит к неправильной трактовке действий и интересов компании.