Об этом вице-президент по стратегическому развитию ЛУКОЙЛа Л. Федун сообщил в интервью РБК, ТАСС и Р-Спорту.
ОПЕК+ продолжит работать
Тезисы от Л. Федуна:- соглашение ОПЕК+ продолжит работать и после 2022 г.,
- нет никаких сомнений,
- но это будет торговля, поскольку, к сожалению, все хотят при высокой цене добывать больше нефти.
Напомним, что в ходе министерской встречи ОПЕК+ 18 июля 2021 г. было принято решение о продлении соглашения о сокращении добычи нефти, истекающего в апреле 2022 г., до конца всего 2022 г.
Также страны-участницы соглашения пришли к договоренности о наращивании добычи с августа 2021 г. на 0,4 млн барр./сутки в месячном исчислении до постепенного прекращения корректировки добычи на 5,8 млн барр./сутки.
Ориентировочный срок завершения корректировки, т.е. выход на докризисные показатели намечен на конец сентября 2022 г.
При этом с 1 мая 2022 г. базовый показатель, от которого отсчитывается сокращение добычи, увеличивается для 5 стран - не только для настаивавших на этом ОАЭ, но и для России, Саудовской Аравии, Ирака и Кувейта.
Решение далось сложно, о ходе переговоров в ОПЕК+ не распространяются, в частности о том, почему корректировки базового уровня, позволяющие увеличить добычу нефти были сделаны лишь для 5 стран, хотя на подобных же условиях настаивали Казахстан, Алжир и Нигерия.
Глава Минэнерго Саудовской Аравии А. бен Салман отказался от комментариев по данному поводу, заявив, что это приведет к тому, что картель потеряет преимущество быть таинственным и умным.
Не исключено, что при обсуждении продления соглашения после 2022 г. разногласия в ОПЕК+ вновь обострятся, а обсуждение будет очень острым.
России нужно перестроить рынок
Тезисы от Л. Федуна:- ужесточение климатической политики в мире приведет к сжатию рынка нефти,
- вследствие этого доля стран ОПЕК на глобальном рынке увеличится c сегодняшних примерно 30% до 70-80%.
- ЛУКОЙЛ не видит никаких ограничений для своей деятельности ни при каком сценарии развития,
- даже при радикальном сценарии МЭА, где поставки нефти сократятся на 30%, мы видим, что ОПЕК просто увеличит свою долю в рынке,
- ужесточение европейской политики в отношении использования углеродного топлива кардинально изменит рынок нефти и отразится на экспортном потенциале России,
- нефтяники и газовики, глубоко выдохнули, поскольку для нас углеродного регулирования вообще не планируется вводить, в большей степени нагрузка падает на сталь, алюминий, удобрения и цемент,
- нехорошая новость заключается в том, что через 10 лет европейский энергетический рынок в том виде, в котором он сейчас существует, начнет исчезать,
- поставленные задачи к 2035 г. выйти на 0вые выбросы от автотранспорта, резко сократить выбросы по самолетам и судам приведут к тому, что Европа не будет импортировать то количество нефти, дизельного топлива и бензина, которые в настоящий момент она импортирует.
- российским компаниям придется искать новые рынки сбыта, понимая, что Европа постепенно начнет сжиматься,
- у России есть примерно 10 лет на перестройку своих экспортных энергетических потоков, которую уже необходимо сделать сейчас,
- основным рынком, куда придется переориентировать поставки нефти, будет Азия, такие страны, как Индонезия, Пакистан, Индия, Вьетнам, Малайзия,
- в то же время, Китай, 2й по величине крупнейший потребитель нефти в мире, также планирует сократить выбросы СО2,
- зная китайцев, которые очень последовательно занимаются этой программой, мы тоже должны понимать, что где-то 2030 г. они, скорее всего, тоже ведут карбоновый налог на поставщиков топлива.
Напомним, что Еврокомиссия 14 июля 2021 г. опубликовала предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования (ТУР), предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа.
В рамках 1го 3-летнего этапа реализации ТУР, который стартует в 2023 г., сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия.
Изменения в регулировании пока распространяется только на прямые выбросы, образующиеся в процессе производства импортируемой продукции, но впоследствии оно может быть расширено и на другие виды выбросов, в т.ч. косвенные, от потребления энергии.
Россия считает пакет законопроектов ЕК по углеродному налогу протекционистским, противоречащим правилам ВТО и неоднозначным по отношению к борьбе с изменениям климата, однако работать в новых условиях российским производителям придется, даже с учетом того, что Россия ведет диалог с ЕС по данному вопросу.
В своей энергетической стратегии Россия энергопереход в ЕС учитывает, ориентируясь, в частности, на наращивание экспорта нефти в ближайшие года, а в дальнейшем - поставок природного газа и развитие водородного направления экспорта.
Водородное будущее
Тезисы от Л. Федуна:- европейская политика по вытеснению углеродного топлива приведет к росту потребления водородного аналога,
- будет создаваться система водородных заправок,
- ЕК будет тратить сотни миллиардов евро на такую систему,
- в перспективе похоже, именно водород начнет вытеснять топливо в больших масштабах,
- автомобили, работающие на водороде, являются более перспективными, чем электромобили по причине низкой эффективности аккумуляторов и высокой стоимости их утилизации,
- в перспективе это гораздо более эффективная система, чем электрическая, поскольку у них все негативы, которые сегодня есть, сбиваются,
- водородной ячейки хватает на 600-800 км пути, а какие-либо выбросы в атмосферу при этом практически отсутствуют.
Россия останется рынком моторного топлива, но все более качественного
Тезисы от Л. Федуна:- в ближайшие 20 лет российский рынок останется рынком моторного топлива, но его качество будет постоянно повышаться,
- автомобили с двигателями внутреннего сгорания продолжат доминировать, но они будут становиться все более экологичными, а постепенно появятся и гибридные авто, позволяющие экономить топливо,
- стоимость бензина в России зависит от курса рубля, а потому может снизиться только при укреплении национальной валюты,
- если, условно говоря, евро будет стоить тоже 20 или 30 руб., даже если будет стоить 50, тогда бензин будет по 20 руб./л,
- в России валютный курс работает только в сторону повышения,
- доминанта - забота ЦБ о ликвидности подопечных ему банков, в первую очередь государственных.
По данным Росстата, средняя цена бензина в России выросла на 0,58% по сравнению с маем и на 4,44% - с начала 2021 г.
В середине июля биржевые цены на бензин АИ-92 и сжиженный углеводородный газ (СУГ) обновили исторические максимумы.
В конце июня 2021 г. на фоне роста цен правительство поручило в 3м квартале 2021 г. увеличить на 1 п.п. минимальный норматив автомобильных бензинов и дизельного топлива, поставляемых на биржу.
Минэнерго РФ считает, что дефицита топлива на российском рынке летом не будет, а рост розничных цен должен остаться в пределах инфляции.
Министерство считает, что демпферный механизм успешно работает и позволяет сглаживать колебание цен на топливо на внутреннем рынке.