М. Мишустин во вступительном слове поведал, что ТЭК является одной из основ национальной экономики, формирующая значительную часть бюджетных доходов.
Глава Минэнерго РФ А. Новак уточнил:
- ТЭК обеспечивает почти 25% ВВП России и около 33% инвестиций, более 50% экспорта и около 40% доходной части федерального бюджета.
- ТЭК является крупнейшим заказчиком товаров, услуг и высоких технологий, являясь драйвером инновационного развития и обеспечивая порядка 5 трлн руб./год инвестиций.
М. Мишустин обозначил, что стратегия будет выполняться в 2 этапа.
На 1м этапе, до 2024 г. включительно, стратегия будет скоординирована с действующими госпрограммами, нацпроектами и комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Представляя проект Энергетической стратегии до 2035 г. А. Новак, отметил, что документ охватывает 7 ключевых национальных целей, определенных указом президента РФ В. Путина.
Для их достижения в энергостратегии закреплены 5 ключевых целей:
- обеспечение потребностей развития страны продукцией и услугами отраслей ТЭК;
- развитие и диверсификация экспорта;
- модернизация, развитие и повышение доступности инфраструктуры;
- достижение технологической независимости и повышение конкурентоспособности,
- цифровая трансформация
Обеспечение внутреннего рынка
Обеспечение потребностей социально-экономического развития страны продукцией и услугами отраслей ТЭК предполагает:
- рост объемов добычи и производства первичных энергоресурсов до 25% к 2035 г.,
- увеличение объема инвестиций в отраслях ТЭК на 40% к 2024 г. и в 6,2 раза к 2035 г.,
- рост производства электроэнергии и завершение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов,
- стимулирование развития производства продукции высоких переделов, в т.ч. нефтегазохимического сегмента.
Для достижения этих целей будет продолжена работа в направлении развития конкуренции и биржевой торговли на отечественных энергетических рынках.
Этому во многом будет способствовать комплекс мер, обеспечивающих монетизацию ресурсного потенциала отраслей ТЭК, повышение финансовой прозрачности монопольных видов деятельности, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в отраслях ТЭК, принятие мер по повышению предсказуемости тарифообразования.
Диверсификация экспорта
Развитие и диверсификация экспорта в отраслях ТЭК включает:
- рост экспорта продукции отраслей ТЭК до 15% к 2024 г. и до 46% - к 2035 г.,
- в т.ч. предусматривается роста производства и экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в 3,4 раза к 2024 г.,
- формирование СПГ-кластера на п-вах Ямал и Гыдан,
- формирование 6 нефтегазохимических кластеров,
- развитие производства и потребления водорода и гелия с последующим вхождением России в число мировых лидеров водородной энергетики.
Инфраструктура
Энергетическая стратегия до 2035 г. предусматривает следующие меры по модернизации, развитию и повышению доступности инфраструктуры:
- предусмотрено повышение уровня газификации субъектов РФ до 83%,
- обеспечение надежности и качества энергоснабжения потребителей на уровне лучших зарубежных практик,
- развитие магистральной и газотранспортной инфраструктуры Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с возможностью ее интеграции в единую систему газоснабжения России,
- упрощение техприсоединения к энергетической инфраструктуре, в т.ч. в приоритете земельных участков для жилищного строительства,
- развитие сети газозаправочных станций и зарядной инфраструктуры для электромобилей,
- развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа и освоение Арктической зоны РФ, в т.ч. для расширения использования Северного морского пути,
- повышение эффективности системы централизованного теплоснабжения, а также развитие возобновляемых источников энергии, особенно в изолированных и удаленных регионах.
Технологическая независимость и конкурентоспособность
Достижение технологической независимости и повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК предполагается добиться за счет:
- развития электросетевой инфраструктуры,
- модернизации тепловых электростанций,
- строительства магистральных газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов.
- увеличения вклада отраслей ТЭК в ускоренное технологическое развитие, в т.ч. повышения инновационной активности организаций ТЭК с 6,5% до 50% к 2024 г. и до 75% к 2035 г.
Модернизация и повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК должно проводиться преимущественно на базе технологий, оборудования и материалов отечественного производства, реализуя стратегию импортозамещения.
В части экологической повестки предусматриваются меры по уменьшению отрицательного воздействия деятельности ТЭК на окружающую среду и снижению негативного воздействия на климат.
Цифровая трансформация
Цифровая трансформация отраслей ТЭК предполагает:
- внедрение цифровых технологий в госуправление и контрольно-надзорную деятельность в отраслях ТЭК,
- создание интеллектуальных систем учета электрической энергии,
- доведение доли интеллектуальных приборов учета электроэнергии к 2024 г. до 30%, до 100% - к 2035 г.,
- внедрение интеллектуальных систем управления электрическими сетями: к 2024 г. - в 70 регионах, к 2035 г. - во всех регионах РФ,
- реализацию Национальной технологической инициативы по направлению EnergyNet,
- переход на оперативно-диспетчерское управление на 100% в виде интеллектуального дистанционного управления режимами работы.
Стресс-сценарий
Особо А. Новак остановился на текущей макроэкономической ситуации на мировых рынках, отметив, что в краткосрочном периоде ее влияние будет учитываться.
Давление на нефтегазовую отрасль оказывает снижение мировых цен в результате падения экономической активности в мире из-за применяемых карантинных мер против распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
При формировании проекта Энергетической стратегии Минэнерго РФ рассмотрело стрессовый сценарий, учитывающий текущее существенное снижение спроса на энергоресурсы.
Свою задачу на сегодняшний момент министерство видит в ежедневном мониторинге ситуации и особое внимание к устойчивости отраслей ТЭК в текущих условиях.
При формировании стратегии учитывались и долгосрочные факторы - потенциальные вызовы и риски, которые наблюдаются на мировом энергетическом рынке.
Основными среди них являются стремительное развитие технологий, которые меняют облик и структуру энергетики, в частности, глобализация мирового рынка энергоносителей, а также рост конкуренции, в особенности рост добычи сланцевого газа и нефти, рост производства и торговли СПГ.
Также ужесточаются неконкурентные методы экономической борьбы, среди которых выделяются ограничительные меры и санкции, а также тренд на продвижение во всем мире «зеленой» повестки.
Автор: Е. Алифирова