USD 91.1096

-0.16

EUR 100.3907

-0.35

Brent 73.18

+1.01

Природный газ 2.346

-0.02

5 мин
...

А. Новак представил правительству РФ Энергетическую стратегию до 2035 г.

А. Новак представил правительству РФ Энергетическую стратегию до 2035 г.

Москва, 2 апр - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ на заседании 2 апреля 2020 г., прошедшем в формате видеоконференции, рассмотрело проект Энергетической стратегии РФ до 2035 г.
М. Мишустин во вступительном слове поведал, что ТЭК является одной из основ национальной экономики, формирующая значительную часть бюджетных доходов.
Глава Минэнерго РФ А. Новак уточнил:
  • ТЭК обеспечивает почти 25% ВВП России и около 33% инвестиций, более 50% экспорта и около 40% доходной части федерального бюджета.
  • ТЭК является крупнейшим заказчиком товаров, услуг и высоких технологий, являясь драйвером инновационного развития и обеспечивая порядка 5 трлн руб./год инвестиций.
Участники отметили высокую волатильность рынков нефти и газа, и задачу российских властей в способствовании укреплению позиций России в мировой энергетике.
М. Мишустин обозначил, что стратегия будет выполняться в 2 этапа.
На 1м этапе, до 2024 г. включительно, стратегия будет скоординирована с действующими госпрограммами, нацпроектами и комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Представляя проект Энергетической стратегии до 2035 г. А. Новак, отметил, что документ охватывает 7 ключевых национальных целей, определенных указом президента РФ В. Путина.
Для их достижения в энергостратегии закреплены 5 ключевых целей:
  • обеспечение потребностей развития страны продукцией и услугами отраслей ТЭК;
  • развитие и диверсификация экспорта;
  • модернизация, развитие и повышение доступности инфраструктуры;
  • достижение технологической независимости и повышение конкурентоспособности,
  • цифровая трансформация

Обеспечение внутреннего рынка
Обеспечение потребностей социально-экономического развития страны продукцией и услугами отраслей ТЭК предполагает:
  • рост объемов добычи и производства первичных энергоресурсов до 25% к 2035 г.,
  • увеличение объема инвестиций в отраслях ТЭК на 40% к 2024 г. и в 6,2 раза к 2035 г.,
  • рост производства электроэнергии и завершение программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов,
  • стимулирование развития производства продукции высоких переделов, в т.ч. нефтегазохимического сегмента.

Для достижения этих целей будет продолжена работа в направлении развития конкуренции и биржевой торговли на отечественных энергетических рынках.
Этому во многом будет способствовать комплекс мер, обеспечивающих монетизацию ресурсного потенциала отраслей ТЭК, повышение финансовой прозрачности монопольных видов деятельности, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования в отраслях ТЭК, принятие мер по повышению предсказуемости тарифообразования.

Диверсификация экспорта
Развитие и диверсификация экспорта в отраслях ТЭК включает:
  • рост экспорта продукции отраслей ТЭК до 15% к 2024 г. и до 46% - к 2035 г.,
  • в т.ч. предусматривается роста производства и экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в 3,4 раза к 2024 г.,
  • формирование СПГ-кластера на п-вах Ямал и Гыдан,
  • формирование 6 нефтегазохимических кластеров,
  • развитие производства и потребления водорода и гелия с последующим вхождением России в число мировых лидеров водородной энергетики.
Существенное внимание будет уделено диверсификации экспортных потоков.

Инфраструктура
Энергетическая стратегия до 2035 г. предусматривает следующие меры по модернизации, развитию и повышению доступности инфраструктуры:
  • предусмотрено повышение уровня газификации субъектов РФ до 83%,
  • обеспечение надежности и качества энергоснабжения потребителей на уровне лучших зарубежных практик,
  • развитие магистральной и газотранспортной инфраструктуры Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с возможностью ее интеграции в единую систему газоснабжения России,
  • упрощение техприсоединения к энергетической инфраструктуре, в т.ч. в приоритете земельных участков для жилищного строительства,
  • развитие сети газозаправочных станций и зарядной инфраструктуры для электромобилей,
  • развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа и освоение Арктической зоны РФ, в т.ч. для расширения использования Северного морского пути,
  • повышение эффективности системы централизованного теплоснабжения, а также развитие возобновляемых источников энергии, особенно в изолированных и удаленных регионах.

Технологическая независимость и конкурентоспособность
Достижение технологической независимости и повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК предполагается добиться за счет:
  • развития электросетевой инфраструктуры,
  • модернизации тепловых электростанций,
  • строительства магистральных газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов.
  • увеличения вклада отраслей ТЭК в ускоренное технологическое развитие, в т.ч. повышения инновационной активности организаций ТЭК с 6,5% до 50% к 2024 г. и до 75% к 2035 г.

Модернизация и повышение конкурентоспособности отраслей ТЭК должно проводиться преимущественно на базе технологий, оборудования и материалов отечественного производства, реализуя стратегию импортозамещения.
В части экологической повестки предусматриваются меры по уменьшению отрицательного воздействия деятельности ТЭК на окружающую среду и снижению негативного воздействия на климат.

Цифровая трансформация
Цифровая трансформация отраслей ТЭК предполагает:
  • внедрение цифровых технологий в госуправление и контрольно-надзорную деятельность в отраслях ТЭК,
  • создание интеллектуальных систем учета электрической энергии,
  • доведение доли интеллектуальных приборов учета электроэнергии к 2024 г. до 30%, до 100% - к 2035 г.,
  • внедрение интеллектуальных систем управления электрическими сетями: к 2024 г. - в 70 регионах, к 2035 г. - во всех регионах РФ,
  • реализацию Национальной технологической инициативы по направлению EnergyNet,
  • переход на оперативно-диспетчерское управление на 100% в виде интеллектуального дистанционного управления режимами работы.

Стресс-сценарий
Особо А. Новак остановился на текущей макроэкономической ситуации на мировых рынках, отметив, что в краткосрочном периоде ее влияние будет учитываться.
Давление на нефтегазовую отрасль оказывает снижение мировых цен в результате падения экономической активности в мире из-за применяемых карантинных мер против распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
При формировании проекта Энергетической стратегии Минэнерго РФ рассмотрело стрессовый сценарий, учитывающий текущее существенное снижение спроса на энергоресурсы.
Свою задачу на сегодняшний момент министерство видит в ежедневном мониторинге ситуации и особое внимание к устойчивости отраслей ТЭК в текущих условиях.

При формировании стратегии учитывались и долгосрочные факторы - потенциальные вызовы и риски, которые наблюдаются на мировом энергетическом рынке.
Основными среди них являются стремительное развитие технологий, которые меняют облик и структуру энергетики, в частности, глобализация мирового рынка энергоносителей, а также рост конкуренции, в особенности рост добычи сланцевого газа и нефти, рост производства и торговли СПГ.
Также ужесточаются неконкурентные методы экономической борьбы, среди которых выделяются ограничительные меры и санкции, а также тренд на продвижение во всем мире «зеленой» повестки.


Автор: Е. Алифирова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram