Углеродный налог ЕС затронет экспорт из России на 7,6 млрд долл. США/год. Однако ТУР
5 мин
...

Углеродный налог ЕС затронет экспорт из России на 7,6 млрд долл. США/год. Однако ТУР

Россия считает пакет законопроектов ЕК по ТУР протекционистским, противоречащим правилам ВТО и неоднозначным по отношению к борьбе с изменениям климата

Углеродный налог ЕС затронет экспорт из России на 7,6 млрд долл. США/год. Однако ТУР

Москва, 15 июл - ИА Neftegaz.RU. Еврокомиссия опубликовала первые официальные предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования (ТУР).
Документ опубликован на официальном сайте ЕК 14 июля 2021 г.

План ЕК (Fit-for-55) включает пакет законодательных актов в области климатической, энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и налоговой политики ЕС.
Это развитие зеленого курса ЕС, согласно которому к 2050 г. в рамках стремления к углеродной нейтральности страны Европы станут климатически нейтральными, то есть их выбросы CO2 в атмосферу будут сведены к 0 или компенсированы.
Это стоит денег. 
Нынешние меры призваны обеспечить сокращение к 2030 г. выбросов парниковых газов как минимум на 55% по сравнению с уровнем 1990 г.  и до 0го уровня к 2050 г.
Ключевые меры предусматривают:
  • реформирование углеродного рынка ЕС,
  • ужесточение требований по выбросам для транспорта,
  • повышение налогов на моторное топливо,
  • поддержка сектора возобновляемой энергетики и использования водорода,
  • меры стимулирования устойчивого лесопользования и сельского хозяйства.
Одним из ключевых пунктов реформы является введение механизма ТУР, предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа.
В рамках 1го трехлетнего этапа реализации ТУР, который стартует в 2023 г., сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия.
Изменения в регулировании пока распространяется только на прямые выбросы, образующиеся в процессе производства импортируемой продукции, но впоследствии оно может быть расширено и на другие виды выбросов, в т.ч. косвенные, от потребления энергии.
Компании, экспортирующие эти товары в ЕС, должны будут:
  • предоставлять собственные данные о выбросах, заверенные независимым сертифицированным в ЕС верификатором, 
  • или использовать базовые значения эмиссии, определенные ЕК.
Предполагается, что цена 1 тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС.
Власти ЕС, фактически, вынуждают страны, экспортирующие сырье и материалы с углеродным следом в Европу, вкладываться в сокращение выбросов.
Механизм ТУР предусматривает выравнивание стоимости продукции:
  • произведенной в ЕС, где вкладываются средства в снижение выбросов CO2 на производстве,
  • импортируемой из стран, где затраты на сокращение выбросов ниже, а сами выбросы высоки. 
Россия как поставщик нефти и газа, угля, металлов и др. вынуждена будет платить налог в ЕС. 


Публикация пакета Fit-for-55 запускает процесс его рассмотрения в Совете ЕС и Европарламенте.
Далее начнутся 3-сторонние переговоры Европарламента, Совета ЕС и ЕК, а после принятия пакета начнется разработка подзаконных актов.
Процедуры могут занять до 1,5 лет.

Стремление ЕС снизить выбросы и без углеродного налога впечатляет

  • система торговли квотами на выбросы ЕС (ETS) устанавливает цену на углерод и ежегодно снижает предел выбросов в определенных секторах экономики. 
  • За последние 16 лет она позволила снизить выбросы в электроэнергетике и энергоемких отраслях на 42,8%. 
  • сегодня ЕС предлагает больше снизить общий предел выбросов и увеличить ежегодные темпы сокращения:
    • отказаться от бесплатных разрешений на выбросы для авиации,
    • впервые включить морские выбросы в ETS ЕС,
    • создана отдельная новая система торговли выбросами для распределения топлива для автомобильного транспорта и зданий,
  • предлагается:
    • увеличить размер фондов инноваций и модернизации.
  • государствам-членам ЕС тратить всю выручку от торговли квотами на выбросы на проекты, связанные с климатом и энергетикой;
  • установлена общая цель ЕС по удалению углерода естественными поглотителями, эквивалентная 310 млн тонн выбросов CO2 к 2030 г;
  • к 2035 г. ЕС стремится к достижению климатической нейтральности в секторах землепользования, лесного хозяйства и сельского хозяйства, включая также сельскохозяйственные выбросы, отличные от CO2, например, от использования удобрений и животноводства;
  • 3 млрд деревьев будет посажено в Европе к 2030 г;
  • на производство и использование энергии приходится 75% выбросов в ЕС;
  • установлена цель - производить 40% энергии из ВИЭ к 2030 г.
  • годовая цель по сокращению энергопотребления на уровне ЕС:
    • увеличить в 2 раза обязательства по энергосбережению для государств-членов,
    • государственный сектор должен будет обновлять 3% /год своих зданий
  • средние выбросы новых автомобилей снизят на 55% с 2030 г. и на 100% с 2035 г. по сравнению с уровнями 2021 г;
  • все новые автомобили, зарегистрированные с 2035 г, будут без выбросов:
    • будут расширены зарядные мощности в соответствии с продажами автомобилей с 0 уровнем выбросов., 
    • установлены точки зарядки и заправки через регулярные промежутки времени на основных автомагистралях: каждые 60 километров для электрической зарядки и каждые 150 километров для заправки водородом;
  • механизм углеродных границ установит цену на углеродные квоты на импорт целевых продуктов, чтобы гарантировать, чтомеры по борьбе с изменением климата в Европе не приведут к «утечке углерода» за пределы Европы. 

Реакция Минэкономразвития РФ на публикацию пакета Fit-for-55

  • объем российского экспорта в ЕС, который подпадет под ТУР, - 7,6 млрд долл. США/год (исходя из данных за 2020 г.).
  • когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве;
  • законопроект носит протекционистский характер;
  • наибольшая опасность опасность:
    • он не дает четкого понимания всех аспектов расчетов и верификации углеродного следа продукции, а ключевые решения отнесены на уровень подзаконных актов,
    • складывается ситуация, когда мировому сообществу предлагается поддержать создание прецедента ТУР без понимания реального эффекта и для сокращения эмиссии парниковых газов, и для социально-экономической динамики разных регионов мира.
Тезисы министра экономического развития России М. Решетникова:
  • почти 1,5 года, пока проект разрабатывался, коллеги из ЕС заверяли весь мир в том, что буква и дух Соглашения ВТО будут полностью соблюдены,
  • сегодня уверенности в этом нет,
  • надеемся, что представители ЕС сдержат данные ранее обещания и обеспечат соответствие документа нормам ВТО, РКИК ООН и других международных соглашений,
  • рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии;
  • взаимосвязь между предлагаемым ЕС механизмом и борьбой с изменениями климата неочевидна,
  • Парижское соглашение по климату гарантирует странам право самостоятельно определять наиболее эффективные для них методы борьбы с изменением климата,
  • Рамочная конвенция ООН об изменении климата прямо говорит о том, что меры по борьбе с изменением климата не должны использоваться для ограничения международной торговли,
  • предложенный ЕК вариант пограничного углеродного сбора во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС,
  • подобный подход полностью расходится с основными принципами, закрепленными в Парижском соглашении по климату.
Любопытно, что спецпред А. Чубайс в январе 2021 г. печалился по поводу ошибки и беспомощности властей, которые не ввели углеродный налог в России.
Это позволило бы:
  • пополнить бюджет РФ,
  • договориться с ЕС о снятии требования платы в свой бюджет. 
Обсуждение углеродного налога в РФ
  • февраль 2021 г. - введение трансграничного углеродного налога (ТУН) ЕС может замедлить рост спроса на энергоресурсы - М. Решетников;

  • апрель 2021 г. - введение ТУН ЕС в 2023 г. несет угрозу российскому экспорту - А. Силуанов

  • апрель 2021 г. -ТУН ЕС  может нанести урон российским предприятиям-экспортерам в размере 3 млрд евро/год - Минприроды А. Козлов;

  • июнь 2021 г. - введение ТУН ЕС в 2023 г. несет риски для экономики России - Д. Медведев;

  • июнь 2021 г. - потери российского экспорта до 2050 г. составят 4 трлн долл США - Г. Греф.

Автор:

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Google News




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»