Москва, 21 мая - ИА Neftegaz.RU. Российская нефть Urals в Северо-Западной Европе 19 мая 2020 г. торговалась с премией в 1 долл. США к котировкам Brent.
С конца ноября 2019 г. Urals стабильно торговалась со скидкой относительно североморского датированного эталона, однако в конце апреля 2020 г. ситуация изменилась - скидка сменилась премией.
Это означает, что и к сорту WTI у Urals - тоже премия, либо стоимость близка.
На прошлой неделе стоимость Urals превысила отметку в 30 долл. США/барр. впервые с середины марта 2020 г.
Другие сорта российской нефти тоже дорожают:
- Siberian Light за месяц - на 9 долл. США/барр. - до премии в 3,5 долл. США/барр. к Brent по состоянию на 19 мая (CIF Аугуста).
- CPC-Blend (смесь КТК) выросла в цене на 6,9 долл. США/барр.
- из-за снижения объемов отгрузок;
- из-за роста потребления нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) США.
- довели до 0го уровня экспорт тяжелой венесуэльской нефти в США. впрочем частичный запрет был через пару недель снят;
- создали дефицит тяжелой высокосернистой нефти на НПЗ США;
- насторожили нефтяной рынок Европы, сырьем для многих НПЗ которого традиционно также является тяжелая высокосернистая нефть.
Цена Urals за 15 февраля - 14 марта 2019 г. составила 65,07 долл. США/барр, Brent - 66,28 долл.США/барр.
А за 15 марта - 14 апреля 2019 г. цена Urals выросла до 69,02619 долл США/барр, Brent - 68,96 долл США/барр.
Тяжелая высокосернистая нефть - это та самая нефть, с добычи которой началась эпоха мирового нефтегаза.
Исторически сложилось, что многие технологические установки переработки нефти настроены на эту нефть.
Сланцевая нефть и легкая нефть (газовый конденсат) также имеет широкое использование.
- многие НПЗ настроены на переработку такой нефти, но - не в США;
- нередко эта нефть используется в системе Банка качества нефти (БКН) для смешения до контрактного уровня.
- предпочтение было отдано нефти сорта Mars с одноименной морской платформы (МП), эксплуатируемой Shell с BP в Мексиканском заливе на американском шельфе;
- потихоньку растет экспорт нефти из Мексики, что делает отношение президентов 2х стран довольно трепетными;
- растет и экспорт Urals в США.
Кроме снижения поставок на мировой рынок венесуэльской нефти на рынок начали давить новые правила МАРПОЛ.
Новые правила вступили в силу 1 января 2020 г. и предполагают ограничат содержание серы в судовом топливе до максимального уровня 0,5% с 3,5% .
Цены на мазут рухнули, что сделало рентабельным его экспорт даже в США.
Отогнать из мазута под вакуумом дистилляты, выкипающие в пределах 350-420, 350-460, 350-500 и 420-500°С, для американских высокотехнологичных НПЗ - это не проблема.
Они нередко используют технологии UOP, IFP процессов каталитического крекинга мазута с коксуемостью до 6-8%.
С октября 2019 г. мир удивлением увидел рост экспорта мазута в США.
Согласно данным аналитиков Vortexa, импорт мазута в США из России и стран СНГ в октябре вырос до многолетнего максимума в 1,35 млн т/сутки.
Тогда даже начались поставки высокосернистого мазута из Иордании.
В феврале 2020 г. российский экспорт в США вырос:
- нефти - до 114 тыс барр/сутки с 86 тыс барр/сутки, почти на 20% больше YoY;
- мазута - до 614 барр/сутки с 221 барр/сутки, почти на 280% YoY.
Теоретически, ситуация была более привлекательной для властей России, чем саудовского Королевства, основную долю добываемой нефти которого составляет легкая нефть.
Впрочем, легкая нефть бьет из саудовских недр с таким дебитом, что думать о плохом шейхам не хотелось.
Была некая интрига, и Венское соглашение ОПЕК+ в марте 2020 г. провалилось.
Саудиты начали агрессивную политику выдавливания конкурентов с нефтяного рынка, но не до конца учли ситуацию с падением спроса из-за коронавируса и избытка легкой нефти на рынке.
Сейчас саудовская агрессивность снижается, а высокосернистая российская нефть и даже мазут потихоньку наращивают экспорт, насколько это возможно в условиях COVID-19.
Американский рынок Urals.
Пока власти Венесуэлы вместо экспорта тяжелой нефти импортируют бензин из Ирана, власти США тоже не дремлют.
Они закупили 3, 3 млн барр Urals, что почти в 2 раза больше февральских закупок.
Впрочем перспективы роста танкерных поставок российской нефти прогнозировалось еше в апреле 2020 г.
По данным Vesselfinder и Marinetraffic не менее 6 нефтеналивных танкеров типоразмера Aframax, груженных российской Urals, идут в США
- с нефтью из нефтетерминала Усть-Луга уже пришли в Мексиканский залив 3 танкера Sea Puma - идет в г. Хьюстон, Iasonas - в г. Гальвестон, и Searunner - тоже Galveston , на подходе - танкеры Aristea - в Pascagoula, и Navig8 Precision - в Хьюстон,
- с нефтью из нефтетерминала в г.Новороссийске в порт Филадельфии идет танкер Delta Maria, на подходе - танкер NS Corona - в Хьюстон;
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина