Об этом сообщил вице-премьер РФ А. Новак.
Тезисы А. Новака:
- сегодня мировой нефтяной рынок находится под беспрецедентным отрицательным давлением неестественных рукотворных факторов, создающих большую волатильность и неопределенности;
- эти факторы включают:
- недальновидную энергетическую повестку западных стран, направленную на:
- лишение традиционных секторов энергетики инвестиций,
- введение незаконных ограничений на свободное передвижение энергетических товаров,
- введение эмбарго на поставку нефти и нефтепродуктов;
- не менее опасными являются попытки внедрить механизм потолка цен:
- риск тиражирования этих попыток приводит к разрушению инвестиционного климата в цикличных индустриях;
- бьет по потребителям;
- обозначенный набор политически мотивированных низкокачественных решений создает существенные риски для энергетической безопасности всего мира;
- ОПЕК+ является важным и ответственным инструментом балансировки рынка, последовательно принимая решения на основе фундаментальных показателей, а не политических посылов;
- при этом Россия сохраняет свою позицию о полном неприятии незаконных ограничительных мер и добровольно объявила об ограничении добычи в объеме 500 тыс. барр./сутки с марта 2023 г.:
- целевой уровень сокращения будет достигнут РФ в ближайшие дни;
- в соответствии с текущей ситуацией на рынке решение о добровольном сокращении добычи в указанном размере будет действовать до конца июня 2023 г. включительно.
Также А. Новак сообщил:
- Россия не видит рисков для загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) из-за добровольного сокращения добычи нефти;
- в первую очередь необходимо обеспечить потребность внутреннего рынка, чтобы не было дефицита;
- с точки зрения баланса у РФ достаточно бензина и дизельного топлива для производства.
Напомним, Россия с марта 2023 г. приступила к добровольному сокращению добычи нефти на 500 тыс. барр/сутки.
Замминистра энергетики РФ П. Сорокин 2 марта 2023 г. заявил:
- сокращение подразумевает выход на баланс спроса и предложения на российскую нефть, торговля которой будет осуществляться на рыночных принципах;
- РФ не намерена продавать нефть по любой цене ради объемов.
Квота России в рамках соглашения ОПЕК+ - 10,478 млн барр./сутки.
Сокращение добычи коснется только нефти без учета газового конденсата.
Квота на добычу будет распределяться равномерно между нефтяными компаниями в зависимости от их уровня добычи нефти.
Ущерб проектов Сахалин-1 и Сахалин-2
- Правительство РФ пока не получало заявок от потенциальных новых участников проектов Сахалин-1 и Сахалин-2;
- власти скоро решат вопросы, связанные с оценкой ущерба со стороны бывших акционеров проектов.
Минэнерго поручено подписать от имени РФ соответствующий договор и выступить получателем компенсационного платежа.
30 июня 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ, согласно которому оператором проекта Сахалин-2 вместо Sakhalin Energy стало российское ООО Сахалинская энергия.
Японские Mitsui и Mitsubishi согласились сохранить долю в Сахалине-2, однако Shell с долей в проекте 27,5% заявила, что не будет получать долю в новой компании.
Об интересе к проекту заявлял НОВАТЭК.
Теперь доля Shell должна быть оценена и продана, а деньги от продажи - зачислены на специальный счет.
При этом кабмин проводит финансовый, экологический, технологический и иной аудит деятельности иностранных участников проекта по исполнению СРП.
По итогам аудита может быть назначена сумма ущерба, выплата которой будет осуществлена с этого спецсчета.
С Сахалином-1 тоже ситуация непростая.
ExxonMobil объявила в марте 2022 г. о своем выходе из проекта.
Роснефть заявляла, что Exxon с 26 апреля 2022 г. без согласования с другими участниками проекта начала поэтапную остановку добычи, с середины мая производственная деятельность на проекте была практически остановлена.
3 августа ExxonMobil сообщила, что работает над передачей своей операционной деятельности по проекту неназванному юрлицу.
Этот шаг был заблокирован указом президента РФ В. Путина от 5 августа, запретившим до конца 2022 г. сделки с долями участия иностранных акционеров в стратегических компаниях России.
7 октября 2022 г. последовал еще один указ В. Путина, предполагающий создание российского оператора проекта Сахалин-1 по аналогии с ранее реализованной сменой оператора в проекте Сахалин-2.
В феврале 2023 г. глава Роснефти И. Сечин сообщил, что компания возобновила добычу и наращивает ее, продажи нефти в рамках проекта идут.
РФ осенью 2022 г. перевела в российскую юрисдикцию оператора проекта Сахалин-1 - вместо Exxon Neftegaz им стало зарегистрированное в Южно-Сахалинске ООО Сахалин-1.
Управляющей компанией оператора стала дочка Роснефти - Сахалинморнефтегаз-шельф.
Правительство РФ разрешило передать 20% доли нового оператора Сахалин-1 индийской ONGC Videsh Limited, а 30% - японской Sakhalin Oil and Gas Development Co. Ltd. (Sodeco).
Еще 20% в проекте принадлежит Роснефти.
Доля Exxon Neftegas (дочка ExxonMobil) - 30%.
Покупатель, как мы видим, еще не найден.
Автор: А. Гончаренко