Ученые из КФУ нашли способ очистить нефть и при этом добыть ванадий

Концентрация ванадия в нефти и нефтепродуктах иногда достигает нескольких процентов, и тогда смесь может быть источником промышленного извлечения этого металла наряду с ванадийсодержащими рудами.

Ученые из КФУ нашли способ очистить нефть и при этом добыть ванадий

Казань, 24 июл - ИА Neftegaz.RU. Ученые из КФУ совместно с коллегами из Немецкого технического университета Ильменау разработали новый способ очистки нефти.

Об этом сообщила пресс-служба КФУ. Результаты работы были опубликованы в Langmuir.

При переработке нефтей, в которых есть металлоорганические соединения, основная часть металлов остается в тяжелых остатках.

Точная структура ванадилового комплекса в смолисто-асфальтеновых веществах, локализация/расположение молекул, а также его роль в агрегации асфальтенов - спорная тема в науке, различные ученые придерживаются разных мнений.

Существует предположение, что ванадий может содействовать образованию асфальтеновых агрегатов.

Также есть идея о том, что ванадилпорфириновый комплекс (ВПК) находится преимущественно вне асфальтеновых агрегатов.

Последняя была выдвинута в ходе теоретического моделирования на основе экспериментальных результатов, полученных методами ядерного магнитного резонанса.

Ученые отметили, что использовали в исследовании различные методы (ЯМР спектроскопия, электронный парамагнитный резонанс (ЭПР) и динамическая поляризация ядер (ДПЯ)).

Было проведено исследование динамических процессов и особенностей электрон-ядерного взаимодействия с использованием ВПК.

Ученые также изучили процессы взаимодействия молекул ВПК с асфальтенами и смолами на примере модельных (синтезированных) ВПК и нативных ВПК асфальтенов Ашальчинской нефти.

Удаление и утилизация соединений ванадия позволят улучшить качество нефтепродуктов, что крайне необходимо для защиты окружающей среды от негативного воздействия токсичных оксидов.

Ученые обнаружили, что ванадий расположен во «внешней» части асфальтеновых агрегатов, и это задает новую траекторию продолжения исследований для дальнейшей разработки новых методов «нефтяной очистки».

В будущем ученые намерены использовать метод на других образцах нефти, битумах, их компонентов и растворов.