Об этом Газпром нефть сообщила 21 сентября 2020 г.
Восточно-Мессояхское месторождение расположено на п-ве Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) и разрабатывается в условиях автономии.
Поэтому вопрос беспилотного транспорта для проекта является актуальным.
Ранее на Восточно-Мессояхском месторождении были проведены испытания беспилотных грузовых автомобилей КАМАЗ, а сейчас на месторождении протестирован тяжелый беспилотный вертолет Тайбер KAGU-150.
Целью испытаний стало подтверждение потенциала беспилотных технологий для оперативного и безопасного жизнеобеспечения северных автономных месторождений.
Проект реализован специалистами Газпромнефть-Снабжения, представителями отечественного производителя беспилотных систем Тайбер и сотрудниками оператора проекта - компании Мессояханефтегаз, СП Газпром нефти и Роснефти.
В ходе испытаний беспилотный вертолет Тайбер KAGU-150 успешно совершил несколько рейсов и доставил на нефтепромысел материально-технические ресурсы.
Воздушный робот, управляемый с логистической базы компании в пос. Тазовский, успешно преодолел маршрут протяженностью 130 км и доставил на месторождение груз весом 150 кг.
Аппарат продемонстрировал высокие технические возможности в условиях Заполярья.
Проект стал уникальным как для Газпром нефти, ранее использовавшей беспилотные летательные аппараты (БПЛА) для геологоразведки и мониторинга, так и для российской нефтегазовой отрасли в целом.
В мировой практике примеров использования БПЛА для доставки грузов на автономные объекты больше, но и за рубежом это еще не стало распространенной практикой.
В августе 2020 г. Equinor организовала доставку груза с базы Монгстад на морскую платформу (МП) Тролль А в Северном море с помощью БПЛА вертолетного типа Camcopter s-100 производства Schiebel.
Полет был 1м в мире испытанием, когда реальная грузовая операция проводилась на большом расстоянии от действующей морской платформы.
Полет проходил над открытым морем, но в сравнении с испытаниями Газпром нефти, дальность полета была меньше (80 км), а доставленный груз - легче (грузоподъемность БПЛА до 50 кг).
KAGU-150 - гораздо более тяжелый БПЛА, чем Camcopter s-100.
Технические характеристики:
- взлетная масса 500 кг,
- грузоподъемность до 150 кг,
- крейсерская скорость 160 км/ч.
Контроль и управление БПЛА может осуществляется с нескольких наземных станций, в т.ч. и удаленных, по каналам спутниковой или коммерческой связи.
Полеты проводились в условиях непрерывного обмена информацией с Центром организации движения беспилотных транспортных средств, разработанным компанией Дигинавис - резидентом особой экономической зоны Иннополис республики Татарстан.
Газпром нефть позитивно оценивает результаты испытания тяжелого беспилотного вертолета и планирует продолжить тестирование БПЛА.
2й этап испытаний на Восточной Мессояхе, в рамках которого предстоит протестировать беспилотник в условиях арктической зимы, запланирован на декабрь 2020 г.
Газпром нефть считает внедрение беспилотных технологий в логистические процессы на северных месторождениях своей ключевой задачей
Ежегодно на автономные нефтепромыслы наземным и воздушным транспортом компания завозит сотни тысяч тонн инженерного и бурового оборудования, строительных материалов, ресурсов для жизнеобеспечения центров нефтедобычи.
Использование беспилотной авиации открывает перед нефтяниками большие возможности для оперативной и безопасной доставки на месторождение необходимых ресурсов.
Автор: Е. Алифирова