Об этом заявил глава PERN И. Василевский в интервью порталу Biznes Alert.
Тезисы от И. Василевского:
- переговоры с российской стороной ведутся, имеется расхождение позиций,
- диалог показывает, что расхождение достаточно велико, что исключает это решение полюбовным способом,
- с некоторыми европейскими получателями загрязненной нефти российский поставщик договорился, а с некоторыми - нет,
- PERN находится во 2й группе,
- переговоры могут продолжаться несколько лет, а решение спора произойдет в суде,
- если не будет достигнуто соглашение, то PERN будет рассматривать различные возможности, доступные законодательству в данном случае.
Суть расхождений позиций с Россией по вопросу компенсаций за поставки нефти с повышенным содержанием хлорорганических соединений И. Василевский не уточнил.
Однако возникновение проблем с урегулированием инцидента на МНП Дружба с Польшей было ожидаемо.
Механизм компенсации ущерба, причиненного в результате загрязнения нефти в МНП Дружба, был концептуально согласован в июне 2019 г.
Выплату компенсации Транснефть осуществляет из собственных средств при условии заинтересованности грузоотправителей в реализации согласованного механизма и документального подтверждения имущественных потерь.
На данный момент большинство претензий урегулировано, включая сложно достигнутые договоренности с Роснефтью, а также выплату в адрес Мозырского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), оборудование которого пострадало в результате поступления некондиционной нефти.
То, что Польша не пойдет на сотрудничество с Россией по урегулированию инцидента на МНП Дружба стало понятно уже в мае 2019 г.
Изначально Польша приняла участие в совместной ликвидации последствий загрязнения нефтепровода, выявленного в середине апреля 2020 г.
26 апреля 2019 г. в ходе встречи в г. Минск, Минэнерго РФ, Белнефтехим, Транснефть, Гомельтранснефть Дружба и Укртранснафта, PERN вышли на договоренности по схеме нормализации качества нефти в МНП Дружба.
В т.ч. с польской стороной тогда было достигнуто соглашение по мерам, которые будут предприняты по восстановлению транзита.
Однако уже к концу мая 2019 г. стало понятно, что очисткой МНП Дружба от загрязненной нефти Россия и Белоруссия будут заниматься без помощи Польши.
Д. Козак, на тот момент являвшийся вице-премьером, заявил о том, что несмотря на договоренности, Польша действовала непоследовательно.
Еще до нормализации ситуации и оценки ущерба, Польша начала требовать от России гарантий и точной информации о скидках на нефть неудовлетворительного качества, которую придется оставить на территории Польши.
В конце-концов Польша заявила, что будет заниматься очисткой МНП Дружба самостоятельно.
Без уведомления России, польская сторона начала разбавлять поступившую загрязненную нефть чистой, причем делалось это не очень корректно, что вызывало недовольство у операторов немецких НПЗ.
Кроме того, Польша завысила объемы поступившей на ее территорию загрязненной нефти, говоря об 1 млн т некондиционной нефти, тогда как данные Транснефти говорят о том, что через приемо-сдаточный пункт (ПСП) Адамова Застава в Польшу и Германию поступило 690,5 тыс. т.
Транснефть тогда назвала действия Польши неоднозначными, однако позднее возникли другие вопросы.
Несмотря на то, что в Польку уже пошли поставки чистой нефти по МНП Дружба, объемы загрязненной нефти сокращаются медленно, а сроки вывода загрязненной нефти из хранилищ постоянно удлиняются.
Это породило предположения о том, что Польша дозакупает грязную нефть в порту Усть-Луга, где на тот момент находилось 8 танкеров с грязной нефтью.
Напомним, что загрязнение нефти в МНП Дружба хлорорганическими соединениями было обнаружено 19 апреля 2019 г. на белорусском участке нефтепровода.
Поставки нефти по северной нитке МНП Дружба (через Польшу в Германию) остановились 25 апреля.
За счет реализации дорожной карты по очистке МНП Дружба, прокачку чистой нефти в Польшу удалось восстановить 9 июня 2019 г.
С 1 июля 2019 г. поставки по МНП Дружба были восстановлены полностью.
По заявлению PERN, очистка нефтепроводов от загрязненной хлорорганикой нефти в Польше была завершена в сентябре 2019 г. и на тот момент в хранилищах оставалось 450 тыс. т грязной нефти.
На данный момент, по словам И. Василевского, у PERN из использования выключен 1 резервуар на нефтебазе Адамово, где хранится около 90 тыс. т загрязненной нефти.
Во время пандемии COVID-19 клиенты просили PERN временно не направлять к ним на переработку нефть с повышенным содержанием хлоридов, потому в заявленный ранее срок компания вновь не уложилась.
Автор: Е. Алифирова