Минфин США: Россия продает 75% нефти без использования западных сервисов
В марте 2023 г. США, ЕС и страны G7 могут пересмотреть потолок цен на российскую нефть, возможно его снижение на 5 долл. США/барр.
Об этом 14 марта 2023 г. заявил помощник министра финансов США по экономической политике Б. Харрис, курирующий установление ограничений на российскую нефть, на выступлении в Американском предпринимательском институте.
По словам Б. Харриса, 25% российской торговли нефтью осуществляется с использованием тех или иных западных сервисов, 75% - с использованием незападных сервисов.
Чиновник напомнил, что потолок цен на поставляемые морем нефть и нефтепродукты из России действуют, только если экспорт осуществляется с использованием западных страховых и других услуг.
Б. Харрис также сообщил, что США, ЕС и страны G7 в марте могут пересмотреть потолок цен на российскую нефть, при этом ЕС предлагает снизить его на 5 долл. США/барр.
Соответственно, новый уровень потолка может составить 55 долл. США/барр.
Для принятия окончательного решения будут использоваться данные Международного энергетического агентства (МЭА), кроме того, США планируют провести свою оценку.
Будет ли корректировка, зависит от того, что покажут данные обзора.
Напомним, что потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) 5 декабря 2022 г..
С 5 февраля 2023 г. действует потолок цен на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.).
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских услуг или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
В рамках потолка цен предусмотрен регулярный пересмотр уровня потока 1 раз в 2 месяца, что должно удержать ограничение цен минимум на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты.
Первый пересмотр потолка цен на российскую нефть в марте 2023 г. США уже анонсировали.
8 марта 2023 г. помощница главы Минфина США по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями Э. Розенберг подтвердила, что страны G7 в марте намерены пересмотреть потолок цен на российскую нефть.
Для противодействия механизму потолка цен Россия создает собственную экосистему услуг морской перевозки нефти, включая суда и услуги страхования, а также создает систему мониторинга неприменения потолка цен.
Страхование танкеров с российской нефтью обеспечивают российские компании, в частности Ингосстрах, перестраховку - Российская национальная перестраховочная компания (РНПК, дочка Банка России).
Российская страховка признается значительным числом покупателей, в т.ч. Турцией и по большей части - Китаем и Индией.
25 февраля 2023 г. РНПК попала под санкции ЕС, но эксперты считают, что значительных прямых последствий для компании не будет, т.к. РНПК не перестраховывает свои риски за рубежом и иностранных активов у компании нет.
В плане трансформации логистики сформировались схемы с перевалкой нефти борт-в-борт в Средиземном море с нефтеналивных танкеров типоразмера Афрамакс, доставляющих российскую нефть из портов на Балтике в Средиземное море и перегружающих их на супертанкеры VLCC для дальнейшей доставки до покупателей в Азии.
Также применяются схемы с перевалкой вблизи побережья Калининградской области.
Теневой флот танкеров, перевозящих российскую нефть и топливо, Trafigura оценивает в 650 судов, Gunvor дает более низку оценку - 300-400 судов.
Эта непрозрачность нервирует США.
По данным Financial Times (FT), представители Минфина США обсуждали с Trafigura и Gunvor возможность возобновления их работы с российской нефтью, заверив трейдеров, что они могут перевозить российскую нефть при соблюдения ценового потолка, не неся репутационных рисков.
США активно призывают трейдеров вновь приступить к перевозке российской нефти, чтобы чтобы потоки российской нефти на рынке сохранялись.
Также отмечается, что участие крупных перевозчиков в операциях с российской нефтью должно позволить западным странам лучше понимать структуру российского экспорта.