Об этом сообщило агентство Bloomberg.
Ледоколы были заказаны для Совкомфлота (СКФ) в 2020 г. и предназначены для использования на экспортном заводе по производству сжиженного природного газа (СПГ) Арктик СПГ-2 , но в 2022 г. DSME расторгла контракты с попавшим под санкции СКФ.
Так, в октябре 2020 г. MOL и Совкомфлот (СКФ) заключили соглашения на строительство 6 танкеров-газовозов Arc7 с Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering (DSME, сейчас Hanwha Ocean).
Однако позднее глава НОВАТЭКа Л. Михельсон пояснил, что контракт СКФ с Hanwha Ocean переводится на другого владельца, а строительство танкеров продолжилось.
Этими судовладельцами стали кипрские Elixon Shipping, Azoria Shipping и Glorina Shipping, но 23 февраля 2024 г. США ввели против них блокирующие санкции, назвав их дочками СКФ.
Тезисы из заявления Hanwha Ocean:
- первоначальные контракты на строительство соответствующих судов и рассмотрение любых потенциальных покупателей пострадали от санкций, введенных в отношении России и ключевых организаций, участвующих в проекте Арктик СПГ-2 или связанных с ним.
Ледоколы остаются в собственности Hanwha Ocean, и санкции по-прежнему создают трудности в поиске решения для этих специализированных судов.
Hanwha Ocean всегда соблюдала и будет соблюдать применимые режимы санкций, добавили в компании.
Арктик СПГ-2 и санкции
- проект Арктик СПГ-2 предполагает разработку Утреннего газоконденсатного месторождения (ГКМ) на п-ве Гыдан, производство и экспорт СПГ и газового конденсата;
- СПГ-завод Арктик СПГ-2 будет включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата;
- основным акционером Арктик СПГ-2 является НОВАТЭК (60%), также в нем участвуют TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC, японский Japan Arctic LNG (консорциумом JOGMEC и Mitsui), владеющие по 10% каждый;
- после введения в ноябре 2023 г. санкций США, все акционеры Арктик СПГ-2 объявили форс-мажоры по поставкам;
- объявление форс-мажора означает отказ акционеров от обязанностей по его финансированию и выполнению offtake-контрактов на СПГ;
- в настоящее время Китай и Япония обсуждают с США последствия санкций против Арктик СПГ-2;
- 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., первая партия СПГ с проекта может быть отгружена в феврале (ранее отгрузка ожидалась в январе);
- вопрос с танкерами-газовозами для вывоза СПГ с проекта остается открытым;
- при полном отсутствии готовых танкеров для проекта, формально, к этому процессу могли бы привлекаться танкеры-газовозы с проекта Ямал СПГ, но санкционные риски не позволят иностранным судовладельцам пойти на такую переброску своих судов;
- СКФ владеет единственным танкером-газовозом Arc7 - Кристоф де Маржери, головное судно серии судов Yamalmax для проекта Ямал СПГ;
- на возможность его использования в рамках проекта Арктик СПГ-2 ранее указывали СМИ, в т.ч. Reuters;
- статус танкеров-газовозов, строящихся на ССК Звезда, неясен;
- в сентябре 2023 г. на верфи состоялась церемония имянаречения танкера-газовоза Алексей Косыгин;
- тогда сообщалось, что на воду спущены 3 танкера-газовоза для проекта Арктик СПГ-2 - Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте;
- однако степень их готовности пока неизвестна.
Автор: А. Хасанова