Об этом 8 января 2024 г. сообщил Financial Times (FT) со ссылкой на данные, собранные судовым брокером Clarksons.
Флот стареет
В декабре 2023 г. средний возраст судоходного флота в мире достиг 13,7 лет, что является самым высоким показателем за последние 15 лет.В т.ч.:
- средний возраст судов для контейнерных перевозок достиг 14,3 лет, что является самым высоким показателем за 30 лет,
- средний возраст танкеров, перевозящих нефть и другие жидкости, достиг пика за 20 лет - 12,9 лет.
В то же время стоимость списания этих судов выросла только на 40%, до 9,2 млн долл. США.
FT отмечает, что судовладельцы наживаются на растущем спросе на поддержанные суда со стороны операторов теневого флота, перевозящего российскую нефть, подпадающую под санкции Запада.
Это означает, что многие списанные суда продолжают эксплуатироваться.
По данным Gibson, после февраля 2022 г. почти не было списания танкеров.
Почему флот не молодеет?
Старение флота является естественным результатом того, что срок службы судов подходит к концу после последнего пика судостроения в 2010 г.При этом участники рынка сомневаются, что тенденция к старению флота изменится в ближайшее время.
По оценкам Clarksons, с 2010 года судостроительные мощности сократились на 35%, поскольку в последние годы судостроители консолидировались.
Смягчить тенденцию старения в целом по флоту может увеличение объемов нового строительства контейнерных судов и судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ).
Однако для балкеров и танкеров существуют небольшие программы строительства новых судов, поэтому тенденции старения сохранятся.
В отношении судов, работающих на экологически чистом судовом топливе, например, на аммиаке или зеленом метаноле, несмотря на климатическую повестку, резкого роста спроса не наблюдается.
Летом 2023 г. Международная морская организация (ИМО) поставила цель для судоходства, на которое приходится около 90% товаров, поступающих в мировую торговлю, достичь чистого 0го уровня выбросов к 2050 г. или около того.
Однако пока не определены экономические меры, такие как налог на выбросы углерода, который сократил бы текущий ценовой разрыв между ископаемыми видами топлива и более дорогими экологически чистыми видами топлива.
Кроме того, судоходная отрасль не решается заказывать суда на чистом топливе на фоне неопределенности в отношении доступности таких энергоресурсов.
В частности, предложенные в качестве альтернативы для ископаемого топлива аммиак и метанол остаются дефицитными.