МИД Финляндии отказал в выдаче экспортной лицензии для СПГ-ледокола Норникеля
Ледокол Норникеля может быть построен в России, но уже как дизельный.
Источник: Helsinki Shipyard Oy
Об этом 4 октября 2022 г. сообщила пресс-служба Helsinki Shipyard Oy (ранее Arctech Helsinki Shipyard).
В сообщении отмечается, что согласно информации, полученной от МИД Финляндии, министерство приняло отрицательное решение по вопросу выдачи экспортной лицензии 30 сентября 2022 г.
Напомним, что Helsinki Shipyard Oy должна была построить для Норникеля ледокол на сжиженном природном газе (СПГ).
Заказ Норникеля на строительство СПГ-ледокола по проекту Aker Arctic верфь получила в январе 2022 г.
Планировалось, что ледокол будет иметь встроенную двухтопливную дизель-электрическую энергетическую установку, которая может использовать в качестве топлива как СПГ, так и малосернистое дизельное топливо.
Ледовый класс судна - Icebreaker 8 Российского морского регистра судоходства, оно будет способно ломать лед толщиной 2 м.
Перспективный район эксплуатации судна - бассейн р. Енисей, Енисейский залив и Карское море, что обеспечит выход в морской порт Дудинка.
Ледокол планировалось использовать для проводки по р. Енисей принадлежащих Норникелю судов ледового класса Arc7 и буксировать дополнительно задействованный флот грузовых судов класса Arc5 дедвейтом до 20 тыс. т.
Строительство должно было завершиться к 2025 г.
В условиях давления Запада на Россию, строительство ледокола в Финляндии оказалось под вопросом.
Однако контракт на строительство крупнейшего для Финляндии ледокола представлял большой интерес для Helsinki Shipyard Oy.
Немаловажным фактором также стало то, что владельцем финской верфи является кипрская Algador Holdings, бенефициарами которой - российские судостроители Р. Багаутдинов и В. Касьяненко, а ранее верфь принадлежала Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Helsinki Shipyard Oy рассчитывала реализовать проект, поскольку контракт с Норникелем был заключен еще до введения санкций, что позволяло рассчитывать на получение экспортной лицензии от МИД Финляндии.
Однако работу по проекту прекратили поставщики ключевого оборудования.
3 октября 2022 г. в рамках Морского конгресса в г. Москва директор департамента логистики Норникеля Р. Насыбуллов сообщил PortNews, что проект строительства СПГ-ледокола верфью Helsinki Shipyard Oy приостановлен.
Проектант Aker Arctic одним из первых заявил о приостановке деятельности по проекту, ABB прекратила поставку винторулевых колонок, Wartsila - двигателей, не предоставлено СПГ-оборудование.
Норникель рассматривает возможность строительства ледокола на альтернативной верфи.
В 2021 г. Норникель, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) и Росатом в рамках ВЭФ заключили соглашение о намерениях по сотрудничеству при проектировании и строительстве двухтопливного дизель-СПГ ледокола.
Позже сообщалось, что на фоне санкций от установки СПГ-оборудования решили отказаться.
В связи с отказом МИД Финляндии в выдаче экспортной лицензии, Норникель изучает возможность строительства еще одного ледокола в партнерстве с Росатомом и ДЦСС.
Напомним, что Норникель на текущий момент располагает единственным ледоколом Дудинка, построенным в 1970 г. на той же финской верфи, он обеспечивает ледокольно-портовые работы на акватории порта Дудинка на р. Енисей.
Первым в мире СПГ-ледоколом стал Polaris, построенный в 2016 г. на верфи Arctech Helsinki Shipyard для Транспортного агентства Финляндии.
Российские компании, работающие в Арктике и использующие Северный морской путь (СМП), прорабатывают планы строительства неатомных ледоколов, двухтопливные СПГ-ледоколы рассматривались как перспективный вариант.
По предварительной оценке Дирекции СМП Росатома, до 2030 г. стоит задача строительства не менее 6 ледоколов (по 2 для Норникеля, Роснефти и НОВТАЭКа), 4 из которых на СПГ (Норникель и НОВАТЭК), эти ледоколы планируется построить за счет средств Росатома.
С учетом западных санкций, работающие в Арктике компании начали пересмотр планов по развитию ледокольного флота.
Норникель и Роснефть подтвердили заинтересованность в строительстве 4 дизельных ледоколов, ведутся переговоры Росатома с НОВАТЭКом.
Есть предварительные договоренности о том, что НОВАТЭК и Роснефть будут строить суда по унифицированному проекту на верфи Звезда, мощность двигателя составит 40 МВт.
Норникелю нужен более мощный ледокол, с двигателем мощностью 45 МВт, что потребует другого проекта строительства.