Северный морской путь- что ждет СМП в будущем
7 мин
...

В центре внимания ВЭФ – Северный морской путь. Что ждет СМП в будущем

Регулярные контейнерные перевозки, Большой Северный морской путь, СПГ-ледоколы для Норникеля, ледоколы Росатома за счет государства и не только. Программа относительно развития перспективного северного маршрута получилась довольно большая

В центре внимания ВЭФ – Северный морской путь. Что ждет СМП в будущем

Источник: Пресс-служба Росатом

Владивосток, 3 сен - ИА Neftegaz.RU. Президент России В. Путин принял участие в заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета.

Одной из повесток был – Северный морской путь (СМП).

Кажется в ближайшем будущем этот транспортный маршрут ждут большие перемены.

Намерение сделать навигацию по СМП круглогодичной подтверждают соглашения, заключенные на ВЭФ.


Развитие судоремонтного кластера в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) это было только начало!

Компании присматриваются к северным маршрутам.


НОВАТЭК заявил, что может гарантированно обеспечить поставки СПГ по восточному направлению Северного морского пути (СМП) 9-10 мес. в году.

К 2024 г. компания намерена сделать навигацию по СМП круглогодичной.


Государство поддерживают инициативы.


Грандиозные планы на СМП

Президент России В. Путин призвал с 2022 г. открыть регулярные грузовые рейсы по Северному морскому пути между Владивостоком и Санкт-Петербургом.

  • Надо оценить перспективы СМП в качестве транспортного коридора для контейнерных перевозок.

  • Нужно рассмотреть возможность открыть 1е регулярные рейсы по перевозке грузов, в том числе контейнеров, между Владивостоком и Санкт-Петербургом с 2022 г.

  • Это поможет обкатать маршрут, сформировать грузовую базу.

  • Контейнерные перевозки по СМП должны быть экономически целесообразными и выгодными.

  • Необходимо поработать над развитием и укреплением береговой, портовой инфраструктуры, а также над вопросами, связанными с обеспечением безопасности.

  • Россия приветствует интерес других стран к использованию Северного морского пути и не собирается вводить для них какие-либо ограничения.

Региональные власти ДФО также видят перспективы в СМП и намерены развивать его.

Представители госкорпорации Росатом и Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики подписали соглашение по развитию проекта Большого Северного морского пути.

  • Большой Северный морской путь от Мурманска до Владивостока играет важнейшую роль в обеспечении транспортной безопасности, связывает по морю европейскую часть России с Дальним Востоком.

  • Росатом заинтересован в наращивании сотрудничества при реализации этого проекта как с российскими партнерами, так и с зарубежными коллегами.

  • Стороны будут координировать и осуществлять действия, направленные на развитие Большого СМП для устойчивого роста экспортного, каботажного и транзитного грузопотока.

Границы Северного морского пути - от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке.

Так называемый Большой Северный морской путь включает Архангельскую и Мурманскую области, Санкт-Петербург и Дальний Восток от границы Севморпути на Чукотке до Владивостока.


СМП для российских компаний

Роснефть сотрудничает с GE Energy Power Conversion Technology Ltd. в разработке единой технологии винто-рулевых колонок (ВРК) высокого ледового класса мощностью 15 МВт для своих танкеров.

Однако, не все танкеры могут похвастаться высоким ледовым классом, большинству пока все еще нужна проводка ледоколами.


Новый этап развития СМП – строительство СПГ-ледоколов.

По словам 1го заместителя генерального директора - директора блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации Росатом К. Комарова, они позволят закрыть потребности инвесторов в западном секторе, заменив выбывающие из эксплуатации атомные ледоколы старой серии, а также высвободив более мощные суда для работы на востоке.

Росатом, Норникель, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) заключили соглашение о совместном проектировании и строительстве 2-топливного дизель-СПГ ледокола.

  • Это позволит увеличить грузооборот по Северному морскому пути и обеспечить ледокольную проводку грузовых судов компании Норникель, а также судов обеспечения проектов на полуострове Таймыр, в западной части акватории СМП, в том числе в Енисейском заливе и на реке Енисей взамен выводимому из эксплуатации атомному ледоколу типа Таймыр.

  • Норникель предоставит Росатому информацию по перспективным грузопотокам, типам судов и количеству рейсов в порт и из порта Дудинка.

  • Будет разработано задание на проектирование и строительство СПГ-ледокола, договор на проектирование и строительство которого планируется подписать сторонами в 2022 г.

Кроме того, для инфраструктурной поддержки регулярного сообщения по транзитной линии Росатом рассматривает строительство дополнительных 2-атомных ледоколов.

  • Стоимость 2 дополнительных ледоколов для СМП Росатомом оценивается в 120 млрд руб.

  • Дополнительная стройка 2 ледоколов должна быть поддержана государством.

  • Это на будущее позволит несколько снижать ставки ледокольной проводки.

  • Росатом прорабатывает с Минфином возможность финансирования 2 дополнительных ледоколов за счет средств федерального бюджета.

  • если все решения будут приняты, то ледоколы должен будет строить Балтийский завод.

Продолжить использование северного морского коридора намерена и Газпром нефть.

Газпром нефть и Совкомфлот подписали на ВЭФ соглашение о сотрудничестве в области повышения эффективности мореплавания в арктической зоне России.

Партнерство компаний предусматривает

  • расширение применения цифровых технологий для управления арктической морской логистикой и декарбонизации морских перевозок за счет использования альтернативных видов судового топлива.

  • тестовые испытания перспективных видов экотоплива на действующих судах-танкерах Совкомфлота. Предполагается, что для заправки судов природным газом будет задействован первый в России СПГ-бункеровщик Газпром нефти — Дмитрий Менделеев.

Сейчас суда Совкомфлота, обеспечивающие круглогодичный бесперебойный вывоз арктических сортов нефти с Приразломного и Новопортовского месторождений, подключены к 1й в мире цифровой системе управления арктической логистикой Капитан, разработанной специалистами Газпром нефти.

Цифровая навигационная платформа позволила на 12% уменьшить удельные транспортные расходы за счет выбора оптимальных маршрутов, экономии топлива, снижения затрат на ледокольную проводку и сокращения времени простоя судов.


Консорциум Банка ВТБ, ВЭБ.РФ, ЕСН, Минвостокразвития, Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines разрабатывают проект строительства на российских верфях судов, работающих на метаноле.

Очень кстати пришелся метанольный проект Группы ЕСН в Сковородино.

Он потенциально может стать основным поставщиком метанола для судов, которые отправляются из Азии в Европу через Северный Ледовитый океан.

  • Россия имеет все возможности войти на создающийся рынок и предложить передовые решения.

  • Метанол среди экологически чистых видов морского топлива следующего поколения требует гораздо меньше затрат на создание инфраструктуры для бункеровки судов.

  • Международный консорциум приступил к анализу предлагаемых технологических решений, оценке потребностей в финансировании, а также разработке дорожной карты для старта проекта в максимально сжатые сроки.

  • Финансируемые при участии ВЭБ.РФ проекты газопереработки позволят к 2030 г. увеличить производство метанола более чем в 1,5 раза.

  • Россия имеет все возможности стать одним из лидеров новой ниши на глобальном рынке судового топлива.


В. Путин заявил, что Россия приветствует интерес других стран к СМП.

  • Россия не собирается ограничивать иностранных перевозчиков в использовании СМП.
  • Эта работа должна строиться в строгом соответствии с международным морским правом.

  • Россия и сейчас, и в будущем будет придерживаться соответствующих основополагающих документов.

  • Чем более эффективно будет использоваться этот маршрут всеми заинтересованными странами, тем лучше.

Впрочем, иностранцы сами высказывают заинтересованность северным маршрутом.

Япония

Перспективы СМП представляются не только российским компаниям.

Президент японской компании Mitsui O.S.K. Lines Т. Хасимото заявил, что развитие Северного морского пути и поставок по нему энергетических ресурсов из Арктики отвечает национальным интересам Японии.

  • Япония географически расположена у ворот Северного морского пути, и доступ к энергетическим ресурсам Арктики через него отвечает национальным интересам Японии.

  • Для Японии укрепление энергетической безопасности крайне важно, поскольку у нас мало ресурсов. Японцы при всеобщей поддержке хотели бы продвигать проекты по развитию восточного направления СМП.

  • Государственная транспортная лизинговая компания и Mitsui O.S.K. Lines подписали соглашение о намерениях по развитию проектов в сфере водного транспорта.

  • Mitsui O.S.K. Lines приобретет 49% акций проектных компаний GTLK Asia (дочерняя компания ГТЛК),

  • государственный Японский банк будет финансировать проекты международного сотрудничества (JBIC),

  • группы коммерческих японских банков привлекутся для реализации совместных инициатив в сфере водного транспорта.

Индия

Индийский премьер-министр Н. Моди заявил, что Индия окажет России содействие в развитии Северного морского пути и превращении его в международную торговую артерию.

  • Как Россия помогает Индии развиваться с целью освоения космоса и подготовки национальной пилотируемой программы Гаганьян, так и Индия станет помогать России.

  • Индийско-российское партнерство в энергетике может привнести большую стабильность на глобальный энергетический рынок.

VI Восточный экономический форум проходит во Владивостоке 2-4 сентября 2021 г. в гибридном формате.

Главная тема деловой программы - Новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире.

Автор: Е. Свинцова

Источник : Neftegaz.RU


Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Google News




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»