В ходе контрольного выхода судна в акваторию Финского залива, который продлился чуть больше недели, заводская сдаточная команда провела окончательную проверку систем и механизмов судна, замечания по которым были выявлены на 1м этапе испытаний.
Сейчас 1й серийный атомный ледокол Сибирь ошвартован у причала Балтийского завода.
Заводская сдаточная команда и экипаж судна готовят заказ к переходу в Мурманск.
Ожидается, что акт передачи ледокола заказчику будет подписан в последних числах 2021 г.
Государственный флаг Российской Федерации будет поднят на борту атомохода Сибирь в начале 2022 г.
Универсальный атомный ледокол Сибирь - 2 из 5 серийных судов проекта 22220, построенное на Балтийском заводе.
Церемония закладки - 26 мая 2015 г., спуск на воду - 22 сентября 2017 г.
Крестная мать атомного ледокола Сибирь - тогда председатель Счетной палаты РФ Т. Голикова.
Плановый срок ввода в эксплуатацию - 2019 г., но по решению президента РФ его сдвинули на 2 года - на август 2021 г.
Завершение программы заводских ходовых испытаний -30 ноября 2021 г.
Однако, в ходе испытаний ледокола были выявлены дефекты.
Кроме Сибири на предприятии ведётся строительство ещё 3 атомоходов проекта – это ледоколы Урал, Якутия и Чукотка.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледокольными судами в мире.
Их главная задача - обеспечения круглогодичной навигации в Западном районе Арктики.
Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России.
Головной атомный ледокол проекта 22220, Арктика, был передан Росатому в октябре 2020 г. и 20 декабря 2021 г. вышел в 1й рейс в восточном направлении.
Так, на рубеже 2030 г. количество атомных ледоколов должно достичь как минимум 7.
С учетом того, что Таймыр, Вайгач и Ямал, будут скоро выведены из эксплуатации в связи с их возрастом (32-35 лет), Росатом надеется в 2025 г. законтрактовать строительство еще 2 универсальных атомных ледоколов проекта 22220.
Кроме того, к 2027 г. на воду планируется спустить первый ледокол проекта Лидер мощностью 120 МВт (ледоколы проекта 22220 имеют мощность 60 МВт).
Эксперт Экономического факультета РУДН Т. Мазурчук уверен, что у России есть все необходимые суда для «расчистки» СМП от льдов, хотя изъян по-прежнему заключается именно в их малом количестве.
Т. Мазарчук считает, что в ближайшие годы, говорить о массовой транспортировке грузов в обход традиционных маршрутов пока нельзя.
По мнению эксперта, восполнение дефицита судового флота, способного действовать в суровых условиях Севера, станет наиболее эффективным решением проблемы.
Так, например, эксперт напомнил, что компания Северная звезда миллиардера Р.Троценко планирует построить 28 судов, способных проходить по СМП даже в зимнее время к 2032 г.
Однако Т. Мазарчук отметил, что со стороны государства все же необходимо продолжать строительство атомных ледоколов нового поколения.
Впрочем, такие проекты эксперт назвал «долгостроями», и ожидать поступления десятков новых судов за ближайшие 8-10 лет не стоит.