КМТУС Академик Черский в российских водах. Трубоукладчик прибыл в Санкт-Петербург
Можно ожидать, что весной 2022 г. судно вернется на Дальний Восток, а пока будет спокойно зимовать в порту Санкт-Петербург
Источник: MarineTraffic
Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
После завершения строительства своей части магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 в водах Германии и Дании, Академик Черский оставался резервным трубоукладчиком и дежурил вблизи от района строительства.
Когда стало понятно, что основной трубоукладчик МГП Северный поток-2 - трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна - успешно вышла на финишную прямую, Черский ушел в порт Киль в Германии, куда прибыл 23 августа 2021 г.
Днем 5 ноября трубоукладчик вышел из Киля и ушел на восток, в сторону российских портов на Балтике, не сообщив конкретный порт захода.
10 ноября 2021 г. трубоукладчик остановился в водах Финского залива, где оставался в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Эстонии к югу от оживленного судоходного маршрута.
К трассе МГП Северный поток-2, проходящей севернее в ИЭЗ Финляндии, трубоукладчик не подходил.
Утром 24 ноября 2021 г. Черский двинулся на северо-восток, указав, что идет в Санкт-Петербург.
26 ноября 2021 г. трубоукладчик вошел в порт, встав у причала №1 пассажирского порта Морской фасад.
Примечательно, что у причала №4 того же порта встал пришедший 26 ноября из Киля буксир Wal, ранее активно помогавший ТУБ Фортуна на этапах входа/выхода в немецкие порты.
Напомним, что в КМТУС Академик Черский рассматривался как основной трубоукладчик проекта МГП Северный поток-2 после возобновления его строительствами силами российских судов.
Для участия трубоукладчика в проекте была проделана гигантская работа, включая одиссею с Дальнего Востока в Балтийское море в начале 2020 г., модернизацию с установкой на судне в дополнение к системе динамического позиционирования еще и якорной системы, длительные испытания в районе Куршской косы.
В результате Черский вступил в проект лишь 27 апреля 2021 г. и за 46 дней до 12 июня уложил 17,17 км трубопровода в ИЭЗ Дании, затем после более чем месячной паузы достроил 2,57 км в ИЭЗ Германии, потратив на это 5 дней и завершив работы 27 июля.
Построив за 51 день работы 19,74 км, Черский в течение еще месяца оставался в резерве, а затем ушел в Киль.
При этом, несмотря на скромный объем работ, под санкции США судно попало.
Дальнейшее место работы Черского пока непонятно.
КМТУС нужен на Южно-Киринском месторождении проекта Сахалин-3, для которого когда-то и приобретался Газпромом.
Южно-Киринское месторождение находится под санкциями США, однако проект идет по графику, первый пуск газа намечен на 2023 г.
Месторождение станет 1м проектом на российском шельфе, осваиваемым с помощью отечественных подводных добычных комплексов (ПДК).
Но его переход на Дальний Восток скорее всего будет откладывается до весны 2022 г., а в порту Санкт-Петербург судно будет спокойно зимовать.
Маршрут будущего перехода также любопытен - учитывая, что Северный морской путь (СМП) уже активно используется для перевозок важных грузов, можно ожидать, что обратно на Дальний Восток Черский пойдет не вокруг Африки, а уже по СМП, но явно не сейчас.
В порту Санкт-Петербург в настоящее время следует или уже находится ряд судов бывшего флота достройки МГП Северный поток-2.
Вместе с Черским, на 20 км впереди, в Санкт-Петербург из Калининграда шло судно обеспечения (СО) Иван Сидоренко, участвовавшее в строительстве МГП Северный поток-2 как вспомогательное судно.
Судно встало у причала Балтийского завода, борт о борт с сестринским СО Остап Шеремета, работавшим на строительстве в качестве транспортного и вспомогательного судна и прибывшим в Санкт-Петербург 11 октября 2021 г.
23 ноября в Санкт-Петербург пришло и встало у того же причала свежепопавшее под санкции США СО Марлин, которое формально в строительстве МГП Северный поток-2 не участвовало, но вело необходимые для сертификации газопровода геодезические исследования.
В порту Бронка с 19 сентября находится и ТУБ Фортуна.
Еще ряд судов бывшего флота достройки МГП Северный поток-2 следуют в порт Мурманск.
Многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов, работавший на доставке труб при строительстве газопровода ушел из Санкт-Петербурга 19 ноября 2021 г. и прибудет в Мурманск 29 ноября.
На пути в Мурманск из Калининграда находится и судно-наблюдатель проекта - многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Мурман, дата прибытия - 27 ноября.
В Мурманске с 18 ноября 2021 г. дежурят несколько бывших якорезаводчиков проекта - СО Умка, Финвал и Сивуч, работавшие с полупогружной плавучей буровой установкой (ППБУ) Северное сияние, которая вела бурение на Ленинградском ГКМ Газпрома на шельфе Карского моря.
Там же находится и МАСС Спасатель Карев.
Оставшиеся суда флота достройки МГП Северный поток-2 остаются в Калининграде.
Второе судно-наблюдатель, работавшее на строительстве МГП Северный поток-2, - судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь - по-прежнему находится в порту Светлый в Калининградском судоходном канале.
Там же в последний раз обозначил свою позицию транспортное судно проекта - МФЛС Юрий Топчев, в настоящее время находящееся вне зоны покрытия сервисов отслеживания судов.
В порту Калининград находится якорезаводчики СО Оссой и Катунь, охранные суда Капитан Беклемишев и Бахтемир, а также судно-курьер СО Artemis Offshore.
Вне российских вод остается единственное судно проекта - СО Венгери, работавшее якорезаводчиком, в настоящее время находящееся на якорной стоянке порта Росток на севере Германии.
Но Венгери чудесным образом под санкциями США не находится и особых рисков с ним не связано.