USD 93.2918

+0.04

EUR 99.5609

+0.2

Brent 88.49

+0.05

Природный газ 2.115

-0.01

6 мин
...

Газпром рассматривает природный газ как энергоресурс будущего. В т.ч. водородного

Газпром рассматривает природный газ как энергоресурс будущего. В т.ч. водородного

Москва, 18 мая - ИА Neftegaz.RU. Газпром продолжил серию пресс-конференций, традиционно предваряющих годовое общее собрание акционеров (ГОСА), которое в 2021 г. назначено на 25 июня.
14 мая 2021 г. о приоритетах развития компании в электроэнергетике сообщил начальник управления, гендиректор Газпром энергохолдинга (ГЭХ) Д. Федоров.
18 мая прошла 2я пресс-конференция, посвященная стратегическому развитию и инвестпроектам Газпрома в России.
В пресс-конференции приняли участие зампред правления Газпрома, начальник департамента 623 (перспективное развитие) О. Аксютин, начальник департамента 644 (планирование инвестиционной деятельности) А. Фик и замначальника департамента, начальник управления К. Полоус.

Сложный 2020 г., когда пандемия COVID-19 спровоцировала падение экономической активности, снижение спроса на энергоносители, а также замедление динамики развития рынков природного газа, Газпром прошел стабильно.
К началу 2021 г. ключевые производственные показатели деятельности компании уже вернулись к докризисным значениям.
Одновременно пандемия ускорила процесс энергоперехода, результатом которого станет существенное снижение, а затем и отказ от использования ископаемого топлива.
К этому моменту Газпром готовится, в т.ч. стремясь к углеродной нейтральности и развивая водородное направление.
При этом, по оценкам Газпрома, природный газ будет востребован как переходное топливо, а сам переходный период может продлиться не одно десятилетие.
В связи с этим свое стратегическое развитие Газпром основывает на оценке природного газа как энергоресурса будущего.

Потребление газа в мире. Долгосрочные прогнозы и ключевые рынки

Газпром уверен в том, что в долгосрочной перспективе мировое потребление газа продолжит расти.
В ближайшие 20 лет природный газ станет лидером по объему абсолютного вклада в удовлетворение растущего спроса на энергоносители, опередив возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
Вклад природного газа в удовлетворение нового спроса на энергию в 2020-2040 гг. составит 39% по сравнению с 34% у ВИЭ.
Доля природного газа в мировом энергобалансе вырастет с порядка 24% в 2020 г. до 27% в 2040 г.
Это создает благоприятную рыночную конъюнктуру для дальнейшего развития Газпрома в долгосрочной перспективе.

В качестве ключевых рынков сбыта Газпром рассматривает внутрироссийский рынок, рынки Европы и Китая.
В России доля природного газа в энергобалансе составляет порядка 54%, при этом Газпром поставляет более 60% от общего объема потребления газа
в стране.
Планы по развитию газоснабжения и газификации регионов России предполагают, в т.ч., перевод угольных электрогенерирующих мощностей на газ.
С точки зрения сокращения углеродного следа переход с угля на газ существенно эффективнее, чем замена газа на ВИЭ.
Так, снижение выбросов СО2 при замещении газа на ВИЭ не превышает 400 г СО2/кВт*ч, а при замещении угля газом - от 445 до 620 г СО2/кВт*ч.
Таким образом, работа Газпрома по развитию газификации вносит существенный вклад в низкоуглеродное развитие российской экономики.

Ключевыми экспортными рынками Газпрома является Европа и Китай.
В совокупности на обоих этих рынках спрос на газ увеличится с 865 млрд м3 в 2021 г. до 990 млрд м3 в 2030 г., а совокупная экспортная ниша - с 471 млрд м3 в 2021 г. до 550 млрд м3 в 2030 г.
При этом динамика на этих рынках будет различаться.
Газпром ожидает, что в связи с энергопереходом спрос на газ в Европе даже при падающей собственной добыче снизится, но не драматично - с 517 млрд м3 в 2021 г. до 489 млрд м3 в 2030 г.
В Китае же спрос на газ продолжит расти, даже при увеличивающейся добыче, которая по темпам будет отставать от спроса, который поднимется с 348 млрд м3 в 2021 г. до 501 млрд м3 в 2030 г.
Существенной угрозы своим позициям в Европе со стороны сжиженного природного газа (СПГ) Газпром не видит, в т.ч. благодаря большей экологичности поставок.
По оценкам Газпрома, поставки трубопроводного газа в Европу из России по новым газопроводам отличаются минимальным углеродным следом по сравнению с СПГ.
Для сравнения: углеродный след от поставок газа в Европу по магистральному газопроводу (МГП) Северный поток составляет 6,3 г СО2-эквивалента на 1 МДж, тогда как у СПГ из США - 23,8 г.

Портфель долгосрочных контрактов контрактов Газпрома на поставку газа на 2021 г. покрывает 25% совокупного спроса на газ в Европе и Китае к 2030 г.
Потенциальные экспортные мощности современных газопроводов компании составляют порядка 30% спроса на этих рынках.
О. Аксютин уточнил, что в настоящее время экспортная мощность действующих и перспективных экспортных газопроводов в Европу и Китай составляет 330 млрд м3/год, из которых более 60% приходится на Европу.
Учитывая динамику спроса, Газпром пока не планирует строительство новых трубопроводных мощностей для экспорта газа в Европу.
В восточном направлении, напротив расширение мощностей планируется - к запущенному в декабре 2019 г. МГП Сила Сибири-1 (восточный маршрут поставок газа в Китай), в перспективе добавится МГП Сила Сибири-2 (западный маршрут), а потенциально - МГП Сила Сибири-3 (дальневосточный маршрут).

Ресурсная база готовится

Газпром располагает достаточной ресурсной базой для удовлетворения растущего спроса.
При этом компания развивает свою ресурсную базу на основе традиционных месторождений, которые характеризуются экономическими и экологическими преимуществами по сравнению с нетрадиционными.
Основной прирост добычи в зоне Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России обеспечит развитие нового центра газодобычи на п-ве Ямал (Бованенковское, Харасавэйское и др. месторождения).
При этом Газпром продолжает развитие добычных мощностей в районах Обской и Тазовской губ, а также в Надым-Пур-Тазовском регионе, где акцент смещается на более глубокие горизонты с этаносодержащим газом.
Потребность в газе на востоке России и на экспортных рынках на восточном направлении будут обеспечивать месторождения Восточной Сибири (Ковыктинское и Чаяндинское, являющееся ресурсной базой МГП Сила Сибири-1) и Дальнего Востока.
В рамках Восточной газовой программы создается Сахалинский центр газодобычи, включающий освоение Киринского и Южно-Киринского месторождений на шельфе о. Сахалин.
Особое внимание направлено на Южно-Киринское месторождение, которое находится под санкциями США, в связи с чем Газпром самостоятельно занялся разработкой подводного добычного комплекса.
Ранее сообщалось, что срок обустройства Южно-Киринского месторождения сдвинут на 2024 г., однако А. Фик заверил, что проект идет по графику, а сроки ввода месторождения не пересматривались.
Таким образом первый пуск газа на Южно-Киринском месторождении намечен на 2023 г.

Переработка. Этан, СПГ и водород

Газпром рассматривает многокомпонентный газ ряда месторождений Надым-Пур-Тазовского региона, а также Ковыктинского и Чаяндинского месторождений на Востоке России как способ удлинения цепочки добавленной стоимости и диверсификации продуктового портфеля за счет новых проектов в сегменте переработки.
Создание 2 крупных газоперерабатывающих кластеров - Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) на Востоке и комплекса по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в районе УстьЛуги на Западе позволит Газпрому эффективно монетизировать многокомпонентный газ.
Кроме того, завершается строительство комплекса по производству СПГ в районе КС Портовая производительностью 1,5 млн т/год.

СПГ Газпром рассматривает, в первую очередь, как способ диверсификации направлений поставок газа, открывая доступ на рынки, экспорт на которые трубопроводного газа невозможен или экономически нецелесообразен. СПГ-завод проекта Сахалин-2 работает с превышением проектной загрузки, поставки газа осуществляются только в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и поэтому характеризуются минимальным транспортным плечом, низким углеродным следом и высокой конкурентоспособностью.

В долгосрочной перспективе Газпром ожидает, что газ будет все больше использоваться для производства водорода, при этом существуют технологии для минимизации и даже полного исключения выбросов СО2 при производстве водорода из метана.
Формально такой водород по цветовой классификации считается «голубым», т.е. не таким правильным, как «зеленый» водород, получаемый путем электролиза воды за счет энергии от ВИЭ.
Газпром считает такую классификацию дискриминационной, ставя во главу угла углеродный след от производства, а не исходное сырье и технологию получения.
Кроме того, низкоуглеродное производство водорода из природного газа при текущем уровне развития технологий отличается существенно меньшей себестоимостью, чем на базе ВИЭ.
Сложно сказать, удастся ли Газпрому донести свое видение вопроса до потенциальных потребителей водорода.
Достичь углеродной нейтральности Газпром планирует к 2050 г.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram