Об этом сообщил Ъ.
Стоимость оборудования может составить 1,7 млрд долл. США.
По информации корейских СМИ, комплектующие для танкеров SHI поставит к 2027 г., по сведениям издания TradeWinds - в период между 2023 и 2027 гг.
На российской верфи ждут в октябре 2021 г. подписания соглашений на строительство 10 танкеров ледового класса Arc7 дедвейтом 120 тыс. т.
По оценкам аналитиков, для транспортировки по Северному морскому пути (СМП) заявленных к 2030 г. 100 млн т грузов Восток Ойл потребуется более 30 танкеров.
На днях в ряде корейских СМИ со ссылкой на отчетность южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries (SHI) появилась информация, что верфь получила контракт стоимостью 1,7 млрд долл. США на проектирование, поставку деталей и частичное строительство 7 челночных танкеров для неназванной компании из Евразии.
Издание TradeWinds предположило, что танкеры предназначаются для Роснефти.
В самой компании подчеркнули, что строительство танкеров-челноков ледового класса Arc7, предназначенных для перевозки нефти, будет выполняться на производственной площадке Звезды.
В свою очередь ССК Звезда (принадлежит консорциуму Роснефтегаза, Роснефти и Газпромбанка) в 2019 г. создал СП с SHI по управлению проектами строительства на Звезде челночных танкеров дедвейтом от 42 тыс. до 120 тыс. т.
СП предусматривает создание условий на Звезде для локализации полного цикла проектирования и строительства танкеров ледового класса.
Как отметили в Роснефти, помимо поставок оборудования и комплектующих для танкеров SHI также:
- проведет обучение российского персонала на своей верфи;
- организует производственную практику на аналогичных проектах в рамках СП.
Ранее заместитель гендиректора Звезды К. Глобенко заявлял, что в октябре 2021 г. верфь рассчитывает подписать контракты на строительство 10 арктических танкеров-челноков Arc7 дедвейтом 120 тыс. т для проекта Восток Ойл.
Напомним, за день до старта ПМЭФ-2021 Роснефть сообщила о 2 контрактах по проекту строительства и расширения нефтяного терминала Порт Бухта Север проекта Восток Ойл, через который нефть с месторождений проекта Восток Ойл будет отгружаться на экспорт для последующей доставки по СМП в западном и восточном направлениях.
- Восток Ойл заключил с Объединенной Энергостроительной Корпорацией договор на выполнение работ по строительству гидротехнических сооружений нефтетерминала Порта Бухта Север.
- с ЛенморНИИпроектом был заключен контракт на выполнение ПИР по расширению терминала (2я и 3я очереди) для обеспечения отгрузки товарной нефти проекта Восток Ойл объемом до 100 млн т/год в 2030 г. (в рамках 1й очереди уже ведется строительство).
Для организации поставок нефти проекта Роснефть размещала заказ у Звезды на 10 нефтеналивных танкеров ледового класса Arc7 в ноябре 2020 г.
Вопросы остаются
- для перевозки заявленных на 2024 г. 30 млн т нефти при ее доставке по челночной схеме даже на порт Мурманск потребуется 10 танкеров и 2 рейдовых перевалочных комплекса;
- танкеры не будут готовы раньше 2027 г., а вывозить собственными судами заявленные объемы не удастся;
- в целом для вывоза в Мурманск с Восток Ойл продукции, объем которой может достигнуть 100 млн т/год к 2030 г., потребуется более 30 танкеров и 6 рейдовых перевалочных комплексов;
- если Роснефть начнет вывоз в восточном направлении, из-за 2-кратного роста продолжительности круговых рейсов, даже при наличии перевалки на Камчатке, потребуется расширение флота.
Проект Восток Ойл
Роснефть реализует на п-ве Таймыр на севере Красноярского края.
Восток Ойл включает 52 участка недр, в границах которых расположено 13 открытых месторождений, подтвержденная ресурсная база проекта составляет 6 млрд т (44 млрд барр.).
Ключевыми месторождениями проекта являются Пайяхская группа месторождений, крупнейшие месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное) и перспективные участки недр на севере Красноярского края, в т.ч. Западно-Иркинский участок недр.
Для транспортировки нефти в порт Бухта Север планируется строительство нефтепровода протяженностью 770 км, из них 413 км придется на отрезок от Пайяхской группы месторождений до бухты Север, откуда нефть будет переваливаться на нефтеналивные танкеры для транспортировки по СМП в порты России, Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.