В связи с этим активность флота Северного потока-2 увеличивается.
Суда, связанные с проектом, сосредоточены в 4 основных районах Балтийского моря:
- в порту Висмар на севере Германии,
- в ИЭЗ Дании южнее о. Борнхольм,
- в районе порта Мукран в Германии, где располагается логистический терминал МГП Северный поток-2,
- в порту Калининград.
Висмар
Российская трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна в сопровождении 6 портовых буксиров начала выход из порта Висмар.Выход баржи из порта обеспечивают буксиры Multratug 29, Wulf 7, Wolf, Wal, Bugsier 17 и Corvin, которые и ранее помогали Фортуне с входом и выходом из порта Висмар.
Пунктом назначения у баржи не определен, указываясь как неопределенное «море».
ТУБ Фортуна вернулась в Висмар 29 декабря 2020 г., после того, как завершила строительство мелководного участка МГП Северный поток-2 протяженностью 5,2 км в ИЭЗ Германии.
В порту Висмар пока остаются 2 многофункциональных буксира-якорезаводчика Errie и Катунь, прибывшие 12 и 13 января соответственно.
После выхода ТУБ Фортуна из порта Висмар ее транспортировку к месту строительства МГП Северный поток-2, скорее всего, будет обеспечивать одно из этих судов.
Впрочем, возможен и другой кандидат.
Находившийся с 1 января на якорной стоянке порта Росток на севере Германии, неподалеку от Висмара, многофункциональный буксир-якорезаводчик Венгери, также пришел в движение, но цель его перемещений пока неясна.
ИЭЗ Дании, южнее о. Борнхольм
14 января 2021 г. из порта Мукран в воды Дании вернулось судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь.Накануне судно заходило Мукран, вероятно, для пополнения запасов, а до этого в течение 5 дней Балтийский исследователь работал в ИЭЗ Дании к югу от о. Борнхольм.
Балтийский исследователь изучал трассу будущего строительства МГП Северный поток-2 и точки нахождения законсервированных Allseas в декабре 2019 г. концов газопровода.
Тогда Allseas остановила работы из-за первого пакета санкций США, обеспечила безопасность недостроенных ниток газопровода и увела свои суда-трубоукладчики.
15 января 2021 г. может начаться строительство финального участка МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании.
Согласно предупреждению Морского управления Дании, с 15 января 2021 г. ТУБ Фортуна, СОМП Балтийский исследователь, многофункциональное спасательное судно Мурман и суда обеспечения могут начать работы по строительству 2 ниток МГП Северный поток-2 в ИЭЗ королевства.
Та же дата указана в графике работ представленном Nord Stream 2 в Датское энергетическое агентство.
Мукран
В порту Мукран и его окрестностях находятся находятся 4 судна флота достройки МГП Северный поток-2.На якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от Мукрана ожидают судно обеспечения Иван Сидоренко, буксир-якорезаводчик Умка и Мурман.
В самом порту Мукран находится многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов.
Судно прибыло из Калининграда 13 января и встало у причала №3 терминала Юг, используемого как логистический хаб и склад труб для МГП Северный поток-2.
Калининград
Вблизи Калининграда, у границы территориальных вод России остается краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский.12 января 2021 г. судно вернулось из ИЭЗ Дании, где находилось на границе с ИЭЗ Германии с 6 января 2021 г.
К нему движется из порта Мукран судно обеспечения DP Gezina.
Участие российского трубоукладчика в строительстве МГП Северный поток-2 по-прежнему неочевидно.
КМТУС Академик Черский проходил модернизацию в порту Мукран именно под строительство МГП Северный поток-2.
С октября 2020 г. трубоукладчик проходил испытания в районе Куршской косы к северу от Калининграда, дважды выходя в район о. Борнхольм, скорее всего, для тестирования работы на больших глубинах и при другой солености воды, чем в районе Калининграда.
Оба раза Черский находился в относительной близости от трассы МГП Северный поток-2, но непосредственно к месту будущего строительства не подходил.
С другой стороны, в предупреждении Морского управления Дании из трубоукладчиков указана лишь Фортуна.
Также неизвестно, удалось ли провести сертификацию оборудования, установленного на Черском в рамках модернизации, после отказа прежнего сертификатора DNV GL от предоставления этих услуг из-за санкций США.
Вопрос с сертификацией стал еще более серьезным в свете расширенных санкций США против МГП Северный поток-2.
Участие Черского позволило бы ускорить строительство МГП Северный поток-2, если он вместе с Фортуной взяли на себя строительство каждый своей нитки МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании, как это делали Pioneering Spirit и Solitaire компании Allseas.
Причем более быстрый в трубоукладке Черский (до 5 км/сутки против 1 км/сутки у Фортуны) взял бы на себя 2ю нитку, где остался недостроенным более протяженный участок.
На момент остановки работ в декабре 2019 г. по 1й нитке МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании оставалось уложить порядка 50 км, а по 2й нитке - более 70 км.
В самом Калининграде находятся 4 судна флота Северного потока-2.
МФЛС Юрий Топчев, сестринское судно Владислава Стрижова, а также якорезаводчик Финвал стоят в Индустриальной гавани.
К ним присоединился Остап Шеремета, сестринское судно Ивана Сидоренко, перешедший из Вольной гавани.
У причала на р. Товарная находится якорезаводчик Ясный.
Еще один многофункциональный буксир-якорезаводчик, связанный с МГП Северный поток-2, Artemis Offshore более месяца находится в Большой Турухтанской гавани порта Санкт-Петербург.
Автор: А. Чижевский