Лондон, 21 фев - ИА Neftegaz.RU. Совкомфлот и Shell заключили долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию 2х строящихся судов нового поколения - 1х в мире нефтеналивных танкеров типоразмера Афрамакс проекта Green Funnel, специально спроектированных для работы на газомоторном (ГМТ) топливе - сжиженном газе.
Об этом Совкомфлот сообщил 20 февраля 2018 г.
Документы подписали 1й замгендиректора Совкомфлот Е. Амбросов и вице-президент по торговле нефтью концерна Shell М. Квотермейн.
Обычно договоры о передаче в аренду подписываются с Shell Trading & Shipping company (STASCO), во всяком случае в 2012 г СКФ передал в долгосрочную аренду этой компании 2 танкера - газовоза ледового класса грузовместимостью 170 тыс м3 каждый.
Торжественная церемония подписания передачи нефтеналивных танкеров Совкомфлота в тайм-чартер Shell состоялась 20 февраля 2018 г в г Лондоне в рамках Международной недели нефти (International Petroleum Week).
Эти «зеленые» нефтеналивные танкеры Aframax на СПГ будут работать прежде всего между российской Балтикой и Северной Европой, в тч в Зонах особого контроля за выбросами (ЕСА), доставляя сырую нефть и нефтепродукты.
Совкомфлотом и Shell в сентябре 2015 г заключили Меморандум о взаимопонимании (МоВ) по поиску эффективных решений по переводу крупнотоннажных танкеров на использование ГМТ.
Целью этого сотрудничества было снижение воздействия от эксплуатации морского транспорта на окружающую среду и, в частности, поиск эффективных решений по переводу крупнотоннажных нефтеналивных танкеров на использование СПГ.
По сравнению со стандартным судовым топливом использование СПГ позволит снизить объем выбросов оксидов серы и низкодисперсных частиц на 100%, оксидов азота – на 85%, углекислого газа - на 27%.
Главные двигатели, вспомогательные двигатели и котлы танкеров серии «зеленый» Афрамакс будут оборудованы 2-топливными двигателями низкого давления X-DF, которые обеспечат минимальный выброс низкодисперсных частиц..
Кроме того, суда будут оснащены системой избирательного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR) - это позволит новым танкерам выполнять норму выбросов оксидов азота на уровне категории Tier III (Приложение VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов) даже при движении на дизтопливе.
Срок тайм-чартеров - 5 лет с возможностью продления до 10 лет.
Танкеры дедвейтом 114 тыс т каждый с ледовым классом 1А будут использованы в экспортной программе компании Shell.
Cуда могут безопасно эксплуатироваться в морских бассейнах со сложной ледовой обстановкой в режиме круглогодичной навигации.
Планируемый срок поставки танкеров - 3 кв 2018 г - 1 кв 2019 г.
Shell обеспечит поставку ГМТ для судов новой серии.
На 1м этапе для бункеровки танкеров в Северо-Западной Европе будет использоваться специализированное судно- бункеровщик Shell Кардисса и бункеровочный СПГ-терминал Gas Access to Europe (GATE) в Роттердаме.
По мере развития собственной бункеровочной инфраструктуры Shell создаст дополнительные пункты бункеровки в Северо-Западной Европе и на Балтике.
Технические характеристики новых судов были разработаны специалистами инженерного центра Совкомфлот при активном участии компании Hyundai Heavy Industries, мирового лидера в строительстве судов типоразмера Афрамакс, и российских судостроителей - ССК Звезда.
При проектировании танкеров был учтен многолетний опыт группы Совкомфлот по эксплуатации крупнотоннажных танкеров в сложных климатических и ледовых условиях арктических и субарктических морей, а также Балтики.
1й замгендиректора Совкомфлота Е. Амбросов отметил, что:
- Совкомфлот и Shell в партнерстве возглавляют процесс внедрения СПГ в качестве основного топлива в наиболее массовом сегменте танкерных перевозок и создают новый стандарт экологической безопасности морского судоходства.
- опыт, полученный СКФ в результате эксплуатации судов на СПГ будет локализован в России при развертывании на ССК Звезда строительства крупнотоннажных танкеров на ГМТ.
Вице-президент по торговле нефтью Shell М. Квотермейн отметил:
- СПГ будет играть основополагающую роль в энергетической структуре будущего;
- соглашения о долгосрочном отфрахтовании и бункеровке новых судов отражают усилия Shell по внедрению СПГ в качестве топлива на судах во исполнение все более строгих международных требований по сокращению вредных выбросов.
- мы ожидаем дальнейшего развития сложившихся сильных партнерских взаимоотношений с СКФ для обеспечения наших потребностей во внешней торговле в ключевых регионах.
Этапы сотрудничества Shell и Совкомфлота.
5 ноября 2013 г было спущено на воду 1е судно SCF Melampus, которое строилось по заказу Совкомфлота в рамках долгосрочного соглашения с Shell.
В феврале 2014 г было спущено на воду 2е судно SCF Mitre.
Постройка судов велась на верфи STX Offshore and Shipbuilding Co, Ltd в Корее.
3 апреля 2017 г Совкомфлот и Shell подписали соглашение о поставках СПГ в качестве ГМТ для новой зеленой серии нефтеналивных танкеров Афрамакс, реализовав МоВ.
Новые танкеры типоразмера Афрамакс проекта Green Funnel станут 1ми в мире такими нефтеналивными танкерами.
Время непрерывной работы без дозаправки - до 7 дней.
К 2021 г предполагается локализация производства таких проектов на мощностях Звезды.
Стоит подчеркнуть, что СПГ, хотя и гораздо более экологичный вид топлива, но с экономической точки зрения очень затратен.
Да и стоимость строительства таких судов гораздо выше - в среднем на 20-40% по сравнению с судами, использующими традиционные движительные установки.