Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на помощника президента НИЦ Курчатовский институт, научного руководителя комплекса ядерных транспортных технологий В. Устинова.
Тезисы В. Устинова об испытаниях ОПА Ясон:
- ОПА Ясон, согласно генеральному графику, выходит в море в 2025 г;
- в настоящее время проходит испытание отдельного комплектующего оборудования;
- планируется спуск Ясона на глубину 2,5 км;
- этап глубоководных испытаний связан с вопросом обеспечения безопасности:
- необходимо найти безопасные глубины, что затруднено с учетом того, что Черное море закрыто для подобных испытаний,
- важно успеть провести испытания в то время, когда разрешена навигация;
- сначала пройдут проверки работы аппарата на небольших глубинах;
- головной исполнитель НИОКР по созданию аппарата - Национальный исследовательский центр (НИЦ) Курчатовский институт;
- главный проектировщик - КБ СПМБМ Малахит;
- экспертно-техническое сопровождение работ - Центр подводных исследований РГО;
- куратор проекта - Научный блок Газпрома.
ОПА Ясон
- обитаемый подводный аппарат, который строится на Севмаше (дочка ОСК);
- предназначен для выполнения работ по эксплуатации морских магистральных газопроводов (МГП);
- ОПА проекта 03660 направлен на обеспечение безопасности процесса транспортировки газа.
- глубина погружения - 2,25 км;
- водоизмещение - 15 т,
- транспортировка до 500 кг полезного груза;
- скорость движения под водой - 3 узла;
- эксплуатация без ограничений районов плавания, применение в пресной и морской воде (с соленостью от 1,000 - 1,025 т/м³);
- экипаж - 2 человека;
- оборудован прозрачной кабиной с сектором обзора около 270о, за счет чего улучшается визуальный контроль обстановки и изучение подводных коммуникаций;
- снабжен специальным оборудованием, в т.ч. навесным.
- обследование донной поверхности;
- забор проб осадочных пород;
- исследования участков дна и обнажений коренных пород;
- работы с морскими МГП:
- контроль состояния и целостности морских МГП и МНП, в т. ч. визуальный,
- сопровождение строительно-монтажных, ремонтно-восстановительных работ, работ по обслуживанию морских МГП,
- сопровождение, в целях безопасности, выполнения подводно-технических работ при обслуживании морских МГП;
- доставка на глубину и поднятие на поверхность грузов и материалов;
- обеспечение работ по сейсмопрофилированию и магнитометрии;
- участие в аварийно-спасательных, судоподьемных работах и экологических изысканиях;
- проведение экологических исследований.
Хронология проекта
- марте 2019 г. - состоялся тендер стоимостью 35,5 млн руб.;
- сентябрь 2019 г. - защита 1 этапа ОКР в Курчатовском институте:
- исполнитель - АО по производству Лопастных Гидравлических Машин (ЛГМ) при участии СПМБМ Малахит, Центра подводных исследований РГО и Газпрома,
- заказчик - ФГБУ НИЦ Курчатовский институт,
- макетный образец прошел предварительные испытания на стенде ЛГМ №12 и подтвердил правильность расчетов, выдав характеристики, соответствующие ТЗ;
- октябрь 2019 г. - концепт обитаемого подводного аппарата (ОПА) представил Газпром трансгаз Санкт-Петербург на Международном форуме по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа (RAO/CIS Offshore 2019) в г. Санкт-Петербурге;
- июнь 2022 г. - ОПА Ясон под заводским номером 71302 заложен на северодвинском Севмаше для работ на морских МГП;
- декабрь 2022 г. - заседание Межведомственной рабочей группы состоялось на Севмаше: Обсудили проекты создания отечественного ОПА и комплекса с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (КТНПА), выполняемых по заказу Газпром трансгаз Санкт-Петербург;
- сентябрь 2023 г. - КТНПА рабочего класса представлен на международной выставке Нева 2023 СПМБМ Малахит.
Позже сообщалось, что строительство завершится в 2024 г.
Черное море закрыто для подобных испытаний
Эта фраза говорит о многом. Черное море - закрытое море, на берегах которого расположены: Турция на юге, Болгария и Румыния на западе, Грузия на востоке, Украина и Россия на севере.Контроль над Черным морем оспаривался на протяжении 100-летий.
Со времен Ф. Ушакова флот России доминировал в этом регионе.
Возвращение Крыма в состав России в 2014 г. дало надежду на то, что это укрепление позиций в регионе продолжится.
Но СВО РФ сложилась для Черноморского флота не слишком удачно:
- ВСУ начали атаки на ЧФ РФ, потопив или повредив более 10 кораблей и вспомогательных судов из примерно 36 кораблей ЧФ РФ;
- ЧФ РФ вынужденно базируется в восточной части Черного моря, не имея возможности эффективно функционировать в ближних водах, которые РФ получила благодаря возвращению Крыма;
- практически не имея флота, Украина, тем не менее, организует попытки захвата самоподъемной буровой установки Крым-2 Черноморнефтегаза в акватории Черного моря;
- на нефтегазовых месторождениях на шельфе Крыма остановлена добыча нефти и газа, хотя ранее были планы наладить добычу газа для обеспечения потребностей полуострова,
- попытки блокировать украинский экспорт зерна не удались: до СВО Украина отгружала около 6 млн т/квартал зерна, в 2023 г. - около 2 млн т/кв., в 2024 г. - более 5 млн т/кв.
- 13 октября 2022 г. президент РФ заявил на встрече с президентом Турции Р. Эрдоганом, что была попытка взорвать магистральный газопровод Турецкий поток;
- в ноябре 2022 г. ФСБ сообщила о предотвращении диверсионно-террористической атаки на МГП Южный поток.
Автор: К. Кожемяченко