Ямальский кратер – родственник Бермудского треугольника?

Ямальский кратер близ Бованенковского НГКМ, скорее всего, образовался в результате пневмохлопка, вызванного разложением газогидратов.

Ямальский кратер – родственник Бермудского треугольника?

К таким выводам пришли специалисты Газпром ВНИИГАЗа и Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) им Трофимука СО РАН, в сентябре 2014 г проведшие при организационной поддержке компании Газпром добыча Надым полевые работы в районе нахождения Ямальского кратера с целью установления природы геологического новообразования.

Исследователи выполнили целый комплекс работ, позволяющий проанализировать различные гипотезы образования кратера.

Для этого ученые изучали геоморфологическое и геокриологическое строение объекта, его геофизические особенности, геохимические условия в пределах кратера и на прилегающей территории.

Специалисты ученые провели геофизические исследования, используя методы томографии, магниторазведки и радиометрии, зондирования становлением в ближней зоне.

Экспедиция установила, что магнитный фон в районе кратера находится в норме, что не подтверждает метеоритную гипотезу происхождения кратера, а радиационный лишь незначительно превышает ее, что связано с выбросом пород.

К взрыву, скорее всего, привел комплекс причин.

Во-первых, зона, в которой находится воронка, расположена на сочленении двух крупных разломов, которые пересекают полуостров, поэтому среда была разогрета теплом, поднимающимся из недр по трещинам в земной коре.

Во-вторых, из-за очень теплого лета территория прогревалась и сверху.

В этих условиях и произошел выброс газогидратов, которые имеются на полуострове и в глубоком слое, который на полуострове расположен на первых сотнях метров, и в поверхностном.

Возможно наличие еще каких-то факторов, спровоцировавших произошедший пневмохлопок.

Каждый добавил по чуть-чуть - газ рванул, и получилась воронка.

По мнению ученых, проявления газогидратов могут вызывать и аномальные явления в Бермудском треугольнике.

«Есть версия, что это касается именно проявления газогидратов. Они начинают активно разлагаться, метановый лед превращается в газ, причем, это происходит лавинообразно, как ядерная реакция, и начинают выделяться очень большие его объемы.

Соответственно, разогревшись, океан вскипает, и в этой воде с огромной долей газа тонут суда плавающие, а из-за турбулентности перенасыщенной метаном атмосферы - и воздушные», - пояснил замдиректора ИНГГ по науке И. Ельцов.

По мнению ученых, катаклизмы, подобные тому, который привел к образованию Ямальского кратера, происходили десятки тысяч лет назад, а сейчас оставшиеся воронки заполнены водой.

Ученые также отмечают, что Ямальский кратер, образовавшийся пусть и не близко к Бованенковскому НГКМ, но все равно на довольно-таки опасном расстоянии, еще раз напоминает, что всю инфраструктуру, в том числе газопроводы, строения, инженерные конструкции, следует создавать с учетом наличия тектонических разломов для минимизации рисков.

Бованенковское НГКМ является крупнейшим среди месторождений полуострова Ямал с запасами в 4,9 трлн м3.

Добыча газа на Бованенково в 2012 г составила 4,9 млрд м3, в 2013 г - 22,8 млрд м3, план на 2014 г - 40,8 млрд м3.

Газпром планирует вывести Бованенковское НГКМ в 2019 г на проектный ежегодный уровень добычи газа в объеме 115 млрд м3.

Ввод газового промысла ГП-1 Бованенковского месторождения планируется в 4м квартале 2014 г, а ГП-3 с аналогичной проектной производительностью - в 4м квартале 2017 г.

На ГП-1 уже подключено 90 новых скважин, а до конца 2014 г планируется ввести дополнительные скважины и установку комплексной подготовки газа (УКПГ) производительностью 30 млрд м3/год.

Газпром озабочен экологией на Бованенково.

В апреле 2014 г был объявлен тенедер на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Обоснование параметров опытно-промышленного внедрения технологии захоронения отходов бурения в многолетнемерзлых породах на Бованенковском НГКМ» для нужд Газпрома.

В июле 2014 г - на выполнение газодинамических исследований на скважинах Бованенковского НГКМ и НИР «Технологический проект разработки Бованенковского НГКМ» для нужд компании Газпром добыча Надым.

21 июля 2014 г сообщалось о том, что в Тазовском районе ЯНАО в 90 км северо-западнее поселка Антипаюта оленеводы обнаружили еще одну глубокую воронку диаметром 15 м, которая похожа на ранее обнаруженную в Ямальском районе.

24 июля 2014 г на Таймыре, в устье Енисея оленеводами-охотниками опять была обнаружена уже 3я воронка.