Использование химической энергии водорода или других видов топлива обеспечивает экологически чистое и эффективное производство электроэнергии.
Если топливом является водород, то единственными продуктами будут электричество, вода и тепло.
Топливные элементы уникальны с точки зрения разнообразия их потенциального применения:
- широкий спектр топлива и сырья;
- обеспечение электроэнергией большие системы и маленькие;
- на транспорте;
- в промышленных/коммерческих/жилых зданиях;
- долгосрочное хранение энергии в обратимых системах.
- для поддержания химической реакции ТЭ требуется постоянный источник топлива и кислорода (обычно из воздуха);
- в аккумуляторной батарее химическая энергия обычно поступает от веществ, которые уже присутствуют в батарее.
Преимущества ТЭ
ТЭ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными технологиями сжигания, которые в настоящее время используются на многих электростанциях и транспортных средствах:- более высокий КПД, чем двигатели внутреннего сгорания (ДВС);
- могут преобразовывать химическую энергию топлива непосредственно в электрическую энергию с КПД, превышающим 60%;
- имеют более низкие или 0 выбросы по сравнению с ДВС;
- водородные ТЭ выделяют только воду, решая критические климатические проблемы:
- отсутствуют выбросы углекислого газа,
- отсутствуют загрязнители воздуха, которые создают смог и вызывают проблемы со здоровьем в месте эксплуатации;
- работают бесшумно, поскольку в них мало движущихся частей.
Конструкция ТЭ:
- вещество - электролит, которое обычно определяет тип топливного элемента и может быть изготовлено из ряда веществ, таких как гидроксид калия, карбонаты солей и фосфорная кислота;
- используемое топливо. Наиболее распространенным топливом является водород;
- анодный катализатор, обычно мелкодисперсный порошок платины, расщепляет топливо на электроны и ионы;
- катодный катализатор, часто никелевый, преобразует ионы в отработанные химические вещества, причем наиболее распространенным типом отходов является вода;
- газодиффузионные слои, предназначенные для противодействия окислению.
Как работают ТЭ
ТЭ работают как аккумуляторы, но они не разряжаются и не требуют подзарядки.ТЭ производят электроэнергию и тепло, пока подается топливо.
ТЭ состоит из 2 электродов - отрицательного электрода ( анода) и положительного электрода (катода), зажатых вокруг электролита:
- на анод подается топливо, например водород, а на катод – воздух;
- в водородном ТЭ катализатор на аноде разделяет молекулы водорода на протоны и электроны, которые идут к катоду разными путями;
- электроны проходят через внешнюю цепь, создавая поток электричества;
- протоны мигрируют через электролит к катоду, где они соединяются с кислородом и электронами, образуя воду и тепло.
- они работают при более низких температурах;
- используют водород в качестве топлива;
- ограничивают диффузию азота в анод через протонообменную мембрану, которая образует NOx.
Типы топливных элементов
Операции всех ТЭ одинаковы, были разработаны специальные разновидности, позволяющие использовать преимущества различных электролитов и удовлетворять различные потребности применения.Топливо и заряженные частицы, мигрирующие через электролит, могут быть разными, но принцип тот же:
- окисление происходит на аноде, а восстановление - на катоде;
- эти 2 реакции связаны заряженными частицами, которые мигрируют через электролит, и электронами, которые текут через внешнюю цепь.
Топливные элементы с полимерно - электролитной мембраной
ТЭ с полимерной электролитной мембраной (PEM) также называются тТЭ с протонообменной мембраной:- используют:
- в качестве электролита - протонпроводящую полимерную мембрану,
- в качестве топлива - водород;
- работают при относительно низких температурах и могут быстро изменять свою выходную мощность в соответствии с меняющимися потребностями в мощности;
- является лучшим вариантом для питания автомобилей;
- можно использовать для стационарного производства электроэнергии;
- недостатки:
- из-за низкой рабочей температуры - не могут напрямую использовать углеводородное топливо (природный газ, СПГ, этанол),
- ископаемое топливо должно быть преобразовано в водород в установке для риформинга топлива, чтобы его можно было использовать в ТЭ PEM.
ТЭ с прямым метанолом
ТЭ с прямым метанолом (DMFC) аналогичен элементу PEM тем, что в качестве электролита в нем используется полимерная мембрана, проводящая протоны:- но метанол используется непосредственно на аноде, что устраняет необходимость в установке для риформингатоплива;
- хороший вариант для питания портативных электронных устройств (портативные компьютеры и зарядные устройства), поскольку метанол обеспечивает более высокую плотность энергии, чем водород.
Щелочные ТЭ
- щелочные ТЭ используют:
- щелочной электролит, такой как гидроксид калия;
- или щелочную мембрану, которая проводит ионы гидроксида, а не протоны;
- ТЭ Бэкона с середины 1960х гг. использовались в космических программах Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) в космических миссиях, но теперь находят новые применения, например, в портативных источниках энергии.
ТЭ на фосфорной кислоте
- используют электролит на основе фосфорной кислоты, который проводит протоны, удерживаемые внутри пористой матрицы;
- работают при температуре около 200°C;
- используются в модулях мощностью 400 кВт и выше, для стационарного производства электроэнергии в гостиницах, больницах, продуктовых магазинах и офисных зданиях, где также можно использовать отходящее тепло;
- фосфорная кислота также может быть зафиксирована в полимерных мембранах, а ТЭ, использующие эти мембраны, представляют интерес для различного стационарного энергетического применения.
ТЭ с расплавленным карбонатом (MCFC)
- используется расплавленная карбонатная соль, зафиксированная в пористой матрице, которая проводит ионы карбоната в качестве электролита;
- применение: в различных стационарных установках среднего и крупного масштаба, где их высокая эффективность обеспечивает чистую экономию энергии;
- работают при высоких температурах (около 600°C), что позволяет им самостоятельно реформировать такие виды топлива, как природный газ и биогаз./li>
ТЭ с расплавленным карбонатом
Твердооксидные топливные элементы (ТОТЭ) используют тонкий слой керамики в качестве твердого электролита, который проводит оксидные ионы:- разрабатываются для использования в различных стационарных силовых установках, а также во вспомогательных силовых устройствах для тяжелых грузовиков;
- работают при температуре 700–1000 °C с электролитами на основе диоксида циркония и при температуре всего 500 °C с электролитами на основе церия;
- могут осуществлять внутреннее преобразование природного газа и биогаза;
- могут быть объединены с газовой турбиной для производства электроэнергии, эффективность достигает 75%.
Комбинированные теплоэнергетические ТЭ
- помимо электроэнергии, ТЭ производят тепло;
- тепло можно использовать для отопления, горячее водоснабжение;
- представляют интерес для энергоснабжения домов и зданий, где достижим общий КПД до 90%;
- экономит энергию и снижает выбросы парниковых газов.
Регенеративные или обратимые ТЭ
- особый класс ТЭ;
- производит электричество из водорода и кислорода, но его можно реверсировать и питать электричеством для производства водорода и кислорода;
- эта новая технология может обеспечить:
- хранение избыточной энергии, вырабатываемой периодически возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), такими как ветряные (ВЭС) и солнечные электростанции (СЭС),
- высвобождать эту энергию в периоды низкого уровня генерации электроэнергии.
НИОКР
НИОКР ныне сосредоточены:- на разработке недорогих компонентов ТЭ и баланса установки;
- на передовых подходах к крупносерийному производству для снижения общей стоимости системы.
- повысят активность и использование, а также снизят содержание современных катализаторов на основе металлов платиновой группы и их сплавов;
- позволят использовать катализаторы, не содержащие металов платиновой группы;
- обеспечат долгосрочное применение ТЭ.
- электролиты ионообменных мембран с повышенной эффективностью и долговечностью при меньших затратах;
- совершенствование мембранно-электродных сборок (МЭБ) с высокой удельной мощностью за счет интеграции современных компонентов МЭБ;
- моделирование для понимания конструкции системы и условий эксплуатации;
- разработку стеков с высоким КПД при номинальной мощности и высокопроизводительными компонентами противовыбросового оборудования, такими как компоненты управления воздухом с низкими паразитными потерями.
- 8000 час для легковых автомобилей;
- 30000 час для тяжелых грузовиков;
- 80000 час для распределенных энергосистем.
- реальные условия эксплуатации включают запуск и остановку, замораживание и оттаивание, наличие примесей в топливе и воздухе, а также влажность и циклы динамических нагрузок, которые приводят к нагрузке на химическую и механическую стабильность материалов и компонентов системы топливных элементов.