Ашхабад, 28 ноя - ИА Neftegaz.RU. А. Миллер провел рабочую встречу с президентом Туркменистана Г. Бердымухамедовым.
Встреча состоялась 28 ноября 2018 г. в рамках рабочего визита делегации Газпрома в Туркменистан.
Подробностей никаких, но в ходе встречи А. Миллер и Г. Бердымухамедов обсудили различные аспекты взаимодействия в газовой отрасли промышленности.
Газпром молчит, таинственное молчание сохраняет и туркменская сторона.
Но можно с большой долей уверенности говорить о том, что речь шла о поставках газа, точнее о возобновлении Газпромом закупок газа в Туркменистане.
Туркменистан оказался крепким газовым орешком для властей РФ.
Со времен социализма туркменский газ поступал по магистральному газопроводу (МГП) в Россию, а затем экспортировался в Европу как советский газ.
Когда в новейшей истории Газпром отказался покупать туркменский газ, обратив взгляд на природный газ из Узбекистана, казалось, власти Туркменистана будут вынуждены полностью принять условия властей РФ, но так не случилось.
Туркменистан почти на 100% загрузил МГП Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай, вплотную занялся вопросами Транскаспийского газопровода, и стоически пытался реализовать проект МГП Туркменистан-Афганистан-Пакистан - Индия ( ТАПИ).
В последние дни газотранспортных инфоповодов по Туркменистану хоть отбавляй:
- сначала Китай надул паруса вялотекущего проекта МГП ТАПИ, анонсировав желание получать газ на юго-запад Синцзян - Уйгурского автономного района по газопроводу - отводу Пакистан - Китай;
- сенсационным выглядел и визит И. Алиева в Туркменистан на фоне неурегулированности проблемы месторождения Кяпяз на границе 2х стран.
На этом фоне встреча А. Миллера с Г, Бердымухамедовым выглядела довольно буднично.
В этих условиях властям РФ выгодно дружить с Туркменистаном, а не быть в конфронтации, и еще осенью 2018 г. Газпром активизировал контакты с туркменской стороной.
В начале сентября 2018 г. А. Миллер уже наведывался в Туркменистан в составе российской делегации во главе с вице-премьером РФ - руководителем аппарата правительства РФ К. Чуйченко.
Того самого К. Чуйченко, который в 2006 г. входил в набсовет Укргаз-Энерго, СП Нафтогаза и печально известной RosUkrEnergo.
С этими компаниями был связан так и не реализовавшийся план по поставке на Украину в 2006 г. до 37 млрд м3 туркменского газа по прямому контракту с Туркменгазом.
Но тогда этот план не сработал, а в 2014 г. после серии скандалов RosUkrEnergo было ликвидировано.
Высокая плотность контактов Газпрома с Туркменистаном обусловлена тем, что осенью 2018 г. должен был быть решен вопрос о возобновлении закупок газа.
Вопрос уже решен и решен положительно, но стороны об этом предпочитают не распространяться.
В начале октября 2018 г. Россия и Туркменистан договорились о возобновлении закупок газа из Туркменистана с 1 января 2019 г.
Это подтвердил А. Миллер, уточнив, что до конца 2018 г. будет вестись совместная работа российской и туркменской стороны по определению конкретных условий возобновления закупок: объемов поставок и др. вопросов контрактных взаимоотношений.
Юридическая база для этого есть - в настоящее время между Российской Федерацией и Туркменистаном действует межправсоглашение о сотрудничестве по газу до 2028 г. и подписанный контракт с аналогичным сроком.
С 2016 г. в этом соглашении действовала коммерческая пауза, которая закончится в конце 2018 г.
Встреча А. Миллера с Г. Бердымухамедовым может означать, что технические вопросы на нижестоящем уровне уже решены, и речь идет о финализации переговоров или о дальнейшем расширении сотрудничества.
Таким образом, есть вероятность полного урегулирования российско-туркменского газового спора, который тянется с 2009 г.
Конфликт был вызван аварией на МГП Средняя Азия - Центр-4 (САЦ-4) в апреле 2009 г, когда на туркменском участке газопровода произошел взрыв с последующим возгоранием, в котором МИД Туркменистана обвинил Газпром Экспорт, который якобы сократил сократил объемы отбираемого газа, не предупредив Туркменистан.
Неофициально причинами аварии назывались изношенность газотранспортной системы (ГТС) или действия диспетчерской службы Туркменистана.
Следующее обострение отношений пришлось на 2015-2016 гг:
- июнь 2015 г - Газпром Экспорт инициировал арбитражное разбирательство против Туркменгаза в Стокгольмском арбитраже, попросив снизить цену на закупаемый у Туркменгаза природный газ;
- конец апреля 2016 г. - подача иска Газпромом и одновременное снижение цены в одностороннем порядке на импортируемый из Туркменистана газ с января 2015 г;
- июнь 2015 г - Туркменистан объявляет Газпром неплатежеспособным, начало разбирательства в Стокгольмском арбитражном суде;
- январь 2016 г - Газпром разорвал контракт с Туркменгазом, назвав причиной неконструктивную позицию по цене на газ, занимаемой туркменской стороной.
- 1 января 2016 г - Газпром увеличивает закупки природного газа у Узбекистана и Казахстана, с которыми договориться о снижении цен на газ удалось, в отличие от Туркменистана.
Но полномасштабной газовой войны России и Туркменистану удалось избежать благодаря переговорам президентов В. Путина и Г. Бердымухамедова в ноябре 2016 г.
Газпром и Туркменгаз приостановили арбитражное разбирательство до 31 декабря 2018 г. для нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве.
Означает ли встреча А. Миллера и Г. Бердымухамедова то, что технические вопросы по поставкам газа из Туркменистана уже решены?
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина