Москва, 31 окт - ИА Neftegaz.RU. Роснефть отметила большой объем работ, который она проделывает для стабилизации цен на внутреннем рынке и обвинила Независимый топливный союз в провокациях и обострении социально-экономической обстановки в регионах. В НТС на нападки ответили, но призвали к диалогу.
Стороны обменялись взаимными обвинениями 31 октября 2018 г.
В связи с ситуацией, сложившейся на топливном рынке в ряде российских регионов, Роснефть сообщила что:
- является крупнейшим оператором розничного рынка, представлена в 66 из 85 субъектов РФ, обеспечивая до 1/3 внутреннего розничного рынка;
- проводит беспрецедентную программу модернизации своих НПЗ, самую масштабную в стране - 1,4 трлн руб, из которых 850 млрд руб уже инвестировано: построены и модернизированы 22 основные установки и комплексы нефтепереработки, что позволило Роснефти существенно увеличить выпуск бензина 5го класса и полностью обеспечить потребности внутреннего рынка;
- полностью выполняет обязательства по формированию доходов бюджета и является лидером по совокупному вкладу в бюджеты всех уровней: в 2017 г. общие налоговые отчисления составили 2,575 трлн. руб, прогнозный уровень выплат по итогам 2018 г. - 3,8 трлн. руб.;
- все АЗС Роснефти работают бесперебойно, запасы топлив достаточны для обеспечения собственной розничной сети, а также осуществления биржевой торговли;
- неукоснительно соблюдает достигнутые договорённости по поддержанию цен в рознице на уровне 30 мая 2018 г.;
- в условиях сохранения цен на стабильном уровне компания нарастила объемы реализации на собственных АЗС. Так, в октябре 2018 г. объём поставок вырос: по автобензинам на 6-8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., по дизтопливу на 42-48%;
- доля экспортных поставок бензинов компанией не превышает 2,3% от объема производства бензинов класса Евро-5, что является минимальным показателем по отрасли;
- в целях бесперебойного обеспечения топливом внутреннего рынка, Роснефть традиционно перевыполняет нормативы биржевой торговли. Так, в октябре 2018 г. по бензинам реализовано 19% от производства (при нормативе 10%), а по дизтопливу 8% от производства (при нормативе 5%);
- ценообразование в оптовом сегменте определяется в ходе биржевых торгов и основывается на реально заключенных сделках;
- топливо в адрес собственных дочек поставляется по единым для всех контрагентов ценам, которые сформированы на базе биржевых индикаторов.
В Роснефти обвиняют независимые АЗС в организации провокационной кампании, которая направлена на обострение социально-экономической обстановки в регионах с целью получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода для своих собственников, зачастую не проживающих в России.
Компания призывает провести тщательный анализ экономического положения и деятельности независимых АЗС.
По мнению Роснефти:
- такие сети не обременены задачами поддержания добычи и переработки, а также издержками, связанными с фискальным регулированием;
- они не несут ответственности за устойчивое обеспечение нефтепродуктами потребителей в регионах, а в ряде субъектов РФ фактически монополизируют рынок, формируя цепочки фиктивных посреднических компаний и превращая их в центры прибыли;
- независимые АЗС привыкли осуществлять свою деятельность «в серой зоне» без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов.
Роснефть поддерживает действия правительства по стабилизации ситуации на рынке и уже направила ряд предложений, в т.ч., по снижению риска дефицита нефти и нефтепродуктов, в частности:
- установить требования об обязательных поставках всеми нефтяными компаниями пропорциональной доли нефти и газового конденсата, добываемых в России, для переработки на российских НПЗ и реализации моторных топлив на внутренний рынок с включением соответствующих обязательств в лицензии на пользование недрами. Уровень квоты для обязательной поставки на внутренний рынок предлагается рассчитать как отношение потребляемых в РФ нефтепродуктов к объему добычи нефтяного сырья и установить на уровне 17,5%.
- перенести уплату акциза с НПЗ на «колонку» с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов РФ. Данная мера позволит избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.
- проработать возможность введения механизма плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть, что позволит на долгосрочную перспективу существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены на моторное топливо и обеспечить стабильные цены для потребителей.
- провести анализ прозрачности совершения сделок на бирже с целью исключения манипулирования и совершения сделок с заранее согласованными условиями и заведомо известными участниками, исключив вмешательство в биржевые процессы интересантов.
- распространить любые возможные договоренности по стабилизации цен на всех участников рынка, включая независимые сети АЗС.
Роснефть призвала всех участников рынка к совместной ответственной и солидарной работе, которая гарантирует стабильность обеспечения топливом российских потребителей.
В НТС парируют обвинения в Роснефти о деятельности независимых АЗС «в серой зоне» и уверяют, что все члены союза ответственные предприниматели, осуществляющие свою деятельность согласно законам РФ
Маржинальность независимых АЗС в связи с майской заморозкой цен и ростом стоимость топлива на бирже находится на минимальном уровне.
По данным НТС, только в мае 2018 г. АЗС понесли убытки по самым скромным оценкам на 12 млрд. руб.
Сегодня средняя маржинальность независимых АЗС на АИ-92 и АИ-95 составляет порядка 1,4 руб/л, а маржинальность дизтоплива достигла отрицательных значений: -1,08 руб/л.
В ряде регионов отрицательных значений достигает маржинальность по всем видам топлива.
Союз напомнил, что Роснефть является госкомпанией, и она чаще других обращается к правительству с просьбой выделения средств для покрытия собственных нужд.
НТС также назвал комплекс мер, предлагаемых Роснефтью по стабилизации внутреннего рынка недостаточным.
Независимые АЗС предлагают:
- отменить акциз на нефтепродукты;
- кратно увеличить реализацию товаров на бирже;
- создать прозрачную систему ценообразования, выгодную для всех участников рынка.
Если не принять этим меры НТС грозит вымиранием независимой розницы и топливным дефицитом.
Там назвали заявление Роснефти завуалированным обращением к правительству, еще раз доказывающем (между строк) критичность сложившейся ситуации.
Резюмируя глава НТС П. Баженов заявил, что НТС рассматривает Роснефть в качестве потенциального союзника в общем деле реформирования отрасли.
Союз хочет устранить возникшее недопонимание.
В связи с этим он предлагает организовать совместную встречу представителей независимой топливной розницы и ВИНК, в рамках которой стороны могли бы обсудить проблемы и наметить выгодные всем участникам рынка общие стратегические шаги по реформированию отрасли
Автор: Д. Савосин