Москва, 13 июл - ИА Neftegaz.RU. Россия продолжает интересоваться сделкой «нефть в обмен на товары» с Ираном, несмотря на заявления США о возможности наложить санкции на страны, покупающие иранскую нефть.
Об этом 13 июля 2018 г сообщил журналистам министр энергетики РФ А. Новак.
Отвечая на вопрос будет ли Россия отказываться от сделки из-за заявления США, А. Новак заявил:
- Программа не приостановлена;
- будут изучены все юридические аспекты взаимодействия РФ и Ирана;
- РФ заинтересована в том, чтобы Иран имел возможность покупать российские товары, работы и услуги, чтобы увеличить торгово-экономический оборот и развивать отношения.
- Программа не подразумевает прямой покупки Россией нефти. Идет покупка не Россией и не российскими предприятиями.
А. Новак ранее мельком упоминал, что:
- Программа - это механизм развития торгового оборота между 2мя странами, ведь выручка от реализации нефти фактически идет на покупку продукции, товаров и услуг компаний РФ;
- нефть по Программе направлена на переработку в страны, которые эту иранскую нефть покупают;
- оператором Программы в части поиска покупателей и реализации иранской нефти является ФГУП ВО Промсырьеимпорт.
Это ФГУП подведомственно Минэнерго РФ, хотя основной задачей предприятия является содействие развитию предприятий металлургической и других отраслей промышленности РФ.
Как в феврале 2018 г заявил министр нефти Ирана Б. Зангане, Иран поставляет России по программе «нефть в обмен на товары» 3 млн барр/мес.
Если учесть, что в 2017 г Иран экспортировал 2,6 млн барр/сутки нефти , получив доход от экспорта 50 млрд долл США/год, то средняя стоимость экспортируемой нефти составит 53,4 долл США/барр.
То есть объем ирано -российского бартера по Программе составляет порядка 160 - 190 млн долл США/мес.
17 апреля 2018 г А. Новак сообщил, что Россия может продлить программу «нефть в обмен на товары» с Ираном на 5 лет.
На данный момент она действует до конца 2018 г.
Это странно, потому что Программу Нефть в обмен на товары власти РФ и Ирана анонсировали в августе 2014 г, подписав Меморандум на фактический бартер на 45 млрд евро.
Иран тогда был под международными санкциями, и Программа позволяла фактически по бартеру, но с расчетами в евро, менять нефть на продовольствие, оборудование, строительные материалы, промышленные услуги, в тч строительные.
Ныне действует Соглашение от мая 2017 г.
Говорить о большой коммерческой выгоде этой Программы не приходится, потому что РФ - экспортер собственной нефти, и не использует иранскую нефть на внутреннем рынке, а экспортирует с небольшой надбавкой.
А бартер придется выполнять долго, очень долго в этом случае.
Правда, если поставить вооружение, то дело пойдет быстрее, но власти РФ утверждают, что по Программе российское вооружение в Иран не идет.
Торгпред РФ в Иране ранее заявлял, что нередко в Иран по Программе идет продукция и услуги для железных дорог.
Для Ирана Программа крайне выгодна, потому что расчеты происходят в евро, а не в долл США.
Ранее министр финансов США С. Мнучин говорил, что американская администрация введет санкции в отношении России, Китая и Евросоюза (ЕС) в случае продолжения закупки ими нефти у Ирана вопреки призывам США.
Америка призвала всех своих союзников отказаться от импорта иранской нефти.
Госдепартамент намеревается свести к 0 доходы Ирана от экспорта нефти.
На данный момент США пытаются убедить Индию отказаться от сотрудничества с Ираном в поставках нефти.
Впервые программа Нефть в обмен на продовольствие была начата ООН в 1995 г для Ирака.
Программа позволяла Ираку получать товары народного потребления, но не позволяли восстановить вооруженные силы.
Программу ввели американцы, чтобы поддержать иранцев, пострадавших от американских же санкций против С. Хуссейна.
К Ирану ООН такую программу решила не применять, потому что иракский опыт показал серьезную коррупционную составляющую, когда чиновники всех рангов даже в ООН государственным служащим имели возможность использовать преимущества своего положения и получать взятки.
ООН не запрещает странам индивидуально выполнять подобные Программы.
Обсудить на Форуме