Польша сильно надеется, что США будут оказывать политическую поддержку стране в противодействии проекту магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 (Nord Stream -2).
Об этом 27 января 2018 г поведал недавно назначенный главой МИД Польши Я. Чапутович (Czaputowicz) на совместной пресс - конференции по итогам субботней встречи в г Варшаве госсекретаря США, кавалера российского Ордена Дружбы Р. Тиллерсона и польского премьера M. Моравецкого ( Morawiecki).
Для российских граждан трепетные отношения властей Польши и США напоминают побасенку И.Крылова про кукушку, которая, не боясь греха, хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Цели у Польши и США - разные, но обе страны используют тему МГП Северный поток-2 для их достижения своих целей.
Риторика Р. Тиллерсона - экс-главы ExxonMobil, которая немало сделала для нефтегаза РФ, печалит, если вспомнить, что в 2012 г В. Путин лично вручил ему Орден Дружбы.
Тезисы от министра иностранных дел Польши:
- Польша считает проект МГП Северный поток-2 инструментом властей России политического давления;
- Польша просит своего партнера - США поддержать политику властей в этой области;
- США имеет важное значение в повышении энергетической безопасности Польши;
- власти Польши разделяют мнение о необходимой диверсификации источников энергии, в тч за счет импорта американского сланцевого сжиженного природного газа (СПГ), ограничения на экспорт которого сняты.
Тезисы от Р. Тиллерсона:
- США полностью поддерживают позицию Польши по МГП Северный поток-2, исходя из стратегического интереса;
- власти США твердо убеждены в том, что Польша, которая располагает возможностями наряду со всей Европой для диверсификации своих энергетических ресурсов, очень важна для долгосрочной безопасности Европы;
- Польша и США вместе выступают против МГП Северный поток- 2;
- МГП Северный поток- 2 подрывает общую безопасность и энергетическую стабильность Европы, предоставляя России еще 1 инструмент для политизации энергетического сектора.
- США поддерживают инициативу властей Польши по созданию альтернативной системы обеспечения газом стран Центральной и Восточной Европы.
Д. Трамп летом 2017 г на саммите 3х морей простодушно заметил в г Варшаве, что США не будут использовать энергоносители для политического давления на страны региона, а наращивание экспорта СПГ из США - это просто новая эра энергетической политики Америки, но уже 2 августа 2017 г подписал закон о новых антироссийских санкциях, нацеленных конкретно против российского экспортного сетевого газа.
Это - лукавство, но лукавство - сильного.
Д. Трамп - опытный и успешный бизнесмен.
Конечно, он получил от папы состояние, поэтому не начинал бизнес с 0.
Но он не раз банкротился и сумел восстановиться, что не каждому дано.
Хотя в Америке против него развернута кампания, тем не менее, при нем Америка стала развиваться, он привнес в ее развитие то, что хорошо умеет.
В развитии нефтегаза США - ничего личного.
Еще в штате Северная Дакота вовремя предвыборной кампании Д. Трамп много чего пообещал нефтяникам, очаровав их стремлением развивать нефтегаз США, как 1 из основых драйверов американской экономики.
Нельзя не отметить эффективность американских сланцевых компаний, которые не только регулярно повышают производительность труда, но и внедряют новые технологии.
Им удалось невероятное - удержать рентабельность добычи сланцевого газа на уровне около 40 долл США/1000 м3, хотя мировое сообщество в это не верило.
Согласно февральскому 2017 г прогнозу EIA (AEO2017) СПГ будет двигателем газовой торговли США до 2040 г, а в 2018 г американцы будут нетто - экспортером природного газа.
Америка за счет своей силы может в честной экономической борьбе победить за счет этого многие страны, но, по мнению главы МИД РФ С. Лаврова, не делает этого из-за боязни честной конкуренции.
Даже в честной борьбе Газпрому будет сложновато с американцами, потому что победить США в производительности труда и инновационности технологий в условиях примитивного капитализма и отсутствия конкуренции на фоне безнравственности властей , практически невозможно.
А в условиях политического давления США на мировое сообщество для решения экономических проблем, конкурировать будет еще сложнее.
Но президент России - выходец из КГБ, тоже умело делает, что умеет.
Только военные успехи могут заставить власти США считаться с Россией, и победоносная военная операция ВКС РФ в Сирии - хороший ограничитель для США.
Колониальная политика, к сожалению, не ушла в прошлое.
Нельзя сказать, что бывшие западные республики СССР и бывшие соцстраны Восточной Европы живут плохо.
Но колониальная политика Запада проявляется на Украине в чистом виде:
- Запад поощряет власти Украины закупать дорогой газ у посредников, вместо прямых закупок у Газпрома;
- Запад услужливо предлагает кредитную кабалу властям Украины.
То что это кабала - это очевидно, потому что ресурсов , чтобы погасить западные кредиты у властей Украины просто нет.
Та же ситуация и в Прибалтике.
Некогда наиболее высокоразвитые республики СССР, ныне они также становятся сырьевым придатком Запада, в основном трудовым.
Польша стоит особняком.
Когда -то про несчастного польского сантехника, который вынужден за гроши работать в ЕС, только ленивый не написал.
Теперь место польского сантехника заняли сантехники из западных республик СССР.
А у властей Польши появились новые амбиции.
Власти Польши реально замахнулись на роль главных по влиянию в Восточной Европе, начав конкурировать со старожилами Европы, в 1ю очередь, с Германией.
Германия пока терпит ничем не обеспеченную дерзость поляков.
Для любознательных напомним, что не только Германия поддерживает МГП Северный поток-2, Нидерланды и Франция - тоже лояльны к российскому проекту, потому что считают деньги.
Если коротко, то у МГП Северный поток-2 есть 2 определяющих преимущества, о которых политики Запада предпочитают молчать, но думают экономисты:
- это самый короткий маршрут доставки российского газа в Европу;
- это прямой маршрут, без транзитных посредников.
Это дает возможность Газпрому гарантированно предложить самые низкие цены на сетевой газ.
Успешный 5-летний опыт эксплуатации МГП Северный поток-1 - подтверждает эту истину.
Поэтому поставки российского газа в Европу по МГП Северный поток-2 вместо транзита по ГТС Украины не только стабилизируют ситуацию с газом в период Great Frost, газ еще и дешевле будет.
Однако премьер-министр М. Моравецкий дерзко пытается убедить западных партнеров в важности транзита по ГТС Украины для некой безопасности региона, в тч даже то, что реализация МГП Северный поток-2 поставит под угрозу независимость Украины.
С другой стороны, политика польских властей понятна - Польша, несмотря на свои политические амбиции, имеет довольно слабую экономику, в сравнении со старожилами Европы и пытается экономику наладить, используя политику.
Как известно, основным донором в ЕС является Германия, и одной из причин Brexit является нежелание англичан кормить иждивенцев, в тч из некоторых стран Восточной Европы.
Польша - это одна из основных дотационных стран в ЕС, и перспектив сломать эту пагубную ситуацию у властей пока не просматривается.
Вопрос только в том, как долго доноры будут терпеть антиэкономическую политику дотационных стран ЕС.
Дружба поляков с американцами может заставить немцев терпеть еще долго.
Антиэкономическая политика Польши включает ряд неэффективных проектов на фоне параноидального желания найти других поставщиков газа, когда в 2022 г действующий контракт с Газпромом закончится:
- опрошенных читателей Neftegaz.RU считают главным бенефициаром сделки - американцев;
- план энергетической безопасности, известный как «Северные ворота» предполагает эксплуатацию регазификационного СПГ-терминала им Л.Качиньского в г Свиноуйсьце на уровне 5 млрд м3/год газа. Этот проект прекрасно коррелируется с поставками СПГ из Америки, но его экономическая эффективность также неизвестна;
- власти Польши уже в 3й раз пытаются продвинуть известный с 1990х гг проект поставок до 10 млрд м3/год (3/4 потребностей Польши, практически равно нынешним поставкам газа из РФ) сетевого газа с континентального шельфа Норвегии. Точка принятия решения - 2019 г, иначе - не успеть реализовать до 2022 г. Здесь тоже есть проблема, вернее 2 проблемы: власти Норвегии не раз безуспешно хотели получить подтверждение экономической целесообразности строительства этого МГП, да и проблема - это необходимость транзита по ГТС Дании (проект Балтийская труба), что не может не удорожать проект. Власти Норвегии понимают, что если когда-то политика уступит место экономике, то конкурировать с проектом МГП Северный поток-2 никто не сможет, в тч и МГП Норвегия - Польша;
- отдельная тема польских властей - инициатива 3х морей. «Инициатива 3х морей» продвигаемый властями Польши проект вместе с властями Хорватии охватывает страны, расположенные между Балтийским, Черным и Адриатическим морями: Прибалтику, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Австрию, Хорватию, Словению, Румынию и Болгарию. Власти Польши предполагают получить и здесь политические дивиденды, хотя экономика поставок газа пока непонятна.
Ранее М. Шефчович утверждал, что страны Центральной и Восточной Европы и Прибалтики платят на 16 - 24 % больше за получаемый из РФ газ по сравнению с западноевропейскими странами, что составляет дополнительно 1,3 млрд евро/год.
Но с тех пор, Газпром существенно подвинулся в цене для Европы, в то время, как американский СПГ ухудшает эту пропорцию в еще большей степени.
Для сравнения:
- цена безубыточности СПГ из США в Польше - 266 долл США/1000 м3;
- за газ от Qatargas приходится платить 319−350 долл США/1000 м3;
- стоимость российского сетевого газа -195−213 долл США/1000 м3.