Во 2й день нашего путешествия на Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) Газпром нефти нас ждало посещение стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти «Ворота Арктики».
Насыщенный 1й день прошел очень быстро.
Утром 11 июля 2017 г установилась всегда так удивляющая северная погода, когда холодно и жарко одновременно.
Стоило хоть немного улечься ветру, как сразу же солнце показывало, что лето - есть лето. Даже за Полярным кругом!
Все напряженно ждали какая будет погода на мысе Каменном и сможем ли мы увидеть загрузку нефтеналивного танкера. А загадывать тут сложно - погода меняется каждые полчаса.
Забегая вперед скажу, что все получилось не так удачно, как хотелось бы.
Но обо всем по порядку.
Сначала о Мерзлотнике - огромном складе- холодильнике, вырубленном в вечной мерзлоте на восточном берегу бухты Новый Порт, практически, в центре поселка.
Нас туда привезли, вероятно, чтобы удивить, и реально удивили.
Мерзлотник, введенный в эксплуатацию в 1956 г, используется для хранения и подготовки улова Новопортовского рыбзавода.
Для любознательных напомним, что многолетнемерзлые породы (ММП) занимают более 50% северных территорий РФ, являющихся основной базой углеводородного сырья.
Нефтяники давно научились работать в условиях ММП, но чтобы использовать вечную мерзлоту в качестве самого большого ММП - холодильника - согласитесь, это впечатляет.
Некоторые параметры Мерзлотника:
- протяженность коридоров - более 1 километра,
- площадь -около 1 га,
- температура -14 °C даже летом, там реальная зима.
После того как мы покинули это зимнее царство, вертолет Ми-8, правда уже другой, доставил в село Мыс Каменный, где располагается нефтеналивной терминал Ворота Арктики.
Вертолет сделал над морским терминалом 4 круга, чтобы мы могли заснять это грандиозное сооружение сверху.
Рядом с СМЛОТ дежурило многофункциональное аварийно-спасательное судно Балтика, на подстраховке находилось многофункциональное ледокольное судно обеспечения «Владислав Стрижов».
А нефтеналивной танкер «Штурман Малыгин», построенный совсем недавно специально для проекта Новый Порт, завершив погрузку, отходил от Ворот Арктики.
Этот уникальный танкер ледового класса Arc7 со специальным корпусом может двигаться во льдах самостоятельно при толщине льда до 1,8 м кормой и до 1,4 м носом по каналу, предварительно подготовленному атомным ледоколом.
Дедвейт новых танкеров в 2 раза больше, чем у предшественников - 42 тыс т.
Специальное носовое погрузочное устройство позволяет принимать нефть с терминала «Ворота Арктики».
Еще одной отличительной чертой танкеров, построенных для проекта Новый порт, является небольшая осадка - 9,5 м максимум, что немаловажно для работы в мелководной Обской губе.
Осенью 2016 г на воду был спущен 1й такой танкер - Штурман Альбанов, а всего к концу 2017 г количество танкеров нового поколения, работающих на проекте Новый порт, достигнет 6.
Благодаря этому к 2018 г рейсы станут ежедневными.
Но уже сейчас с учетом других судов обеспечения в районе Ворот Арктики было оживленно!
СМЛОТ Ворота Арктики впечатляет своим масштабом - высотой он с 30-этажный дом, и это только надводная часть!
Дух захватывает от того, насколько он огромный - если говорить точно, то:
- общая высота 80 м,
- высота над уровнем воды 61 м,
- высота подводной части 17 м,
- длина поворотного ствола 78 м,
- длина стрелы 67 м,
- 2 нефтеналивных рукава длиной 68 м,
- мощность по перевалке сырья - 8,5 млн т/год,
- расстояние до берега - 3,5 км.
Впечатляет и береговая инфраструктура.
А ведь Ворот Арктики могло бы и не быть.
Когда логистическая схема Новопортовского НГКМ только-только выстраивалась, рассматривалось 12 вариантов транспортировки нефти с месторождения потребителю.
Однако расстояние до магистрального нефтепровода (МНП) ВСТО, ближайшего к месторождению, составляет 740 км, что сделало вариант с транспортировкой нефти исключительно трубопроводным транспортом нерентабельным.
Это сыграло на руку Газпром нефти, поскольку уникальная нефть Новопортовского месторождения не проходила по системе МНП Транснефти, где углеводородное сырье смешивается.
Как известно, банка качества нефти еще нет, поэтому при смешении нефти выигрывают те компании, у которых выскосернистая и более дешевая нефть.
Стоимость нефти в трубе усредняется, поэтому поставщики легкой малосернистой и более дорогой нефти проигрывают.
Для решения вопроса с транспортировкой нефти думали о комбинированном варианте - строительстве МНП до ж/д станции Паюта протяженностью около 200 км, откуда нефть доставлялась бы потребителям железнодорожным транспортом, и не в Европу, а, в основном, на внутренний рынок.
Но пропускная способность ж/д ограничена, поэтому в Газпром нефти стали изучать перспективы использования Северного морского пути (СМП).
В апреле 2011 г была подтверждена возможность транспортировки нефти морским путем в круглогодичном режиме.
Для этого был организован опытный рейс мелкосидящего ледокола Вайгач из порта Сабетта на северо-востоке полуострова Ямал до находящегося на 400 км южнее Мыса Каменного.
Введенный в эксплуатацию еще в 1990 г ледокол Вайгач - мелкосидящий атомный ледокол проекта 10580 «Таймыр». Уменьшенная осадка позволяет обслуживать суда, следующие маршрутом СМП с заходом в устья сибирских рек.
Апрель в Обской губе - период наиболее сложной ледовой обстановки, поскольку весной толщина льда достигает 2х метров, и ледокол шел на пределе возможностей, но справился.
В августе 2014 г была проведена 1я летняя отгрузка нефти морским путем через мыс Каменный, а в феврале 2015 г - 1я зимняя отгрузка.
А через терминал Ворота Арктики круглогодичная отгрузка нефти началась 25 мая 2016 г.
За этим кратким перечнем ключевых для Ворот Арктики моментов, стоит огромный объем работы и применение современных технологических решений, которые позволили построить нефтеналивной терминал, рассчитанный на работу в суровых природно-климатических условиях Арктики.
А условия здесь действительно экстремальные - температура воздуха может опускаться до -50оС, ветра могут дуть со скоростью до 40 м/с, а толщина льда в районе терминала может достигать 2,5 м.
За образец для СМЛОТ Ворота Арктики взят нефтеналивной терминал проекта Сахалин-1 в поселке Де-Кастри Хабаровского края.
Но тот терминал расположен в районе с гораздо более мягким климатом, да и лед там морской, менее плотный, чем пресноводный лед в Обской губе.
Чтобы преодолеть эти сложности потребовался целый ряд дополнительных исследований и в итоге решение было найдено.
В ходе проектирования было проведено математическое и натурное моделирование в ледовых бассейнах Крыловского государственного научного центра и Морского института Гамбурга.
В основании СМЛОТ расположен ледовый конус, выступающий в качестве ледолома, что обеспечивает безопасность Ворот Арктики в зимнее время.
Удерживают Ворота Арктики 12 свай длиной 85 м и диаметром до 2,5 м.
А Ворота Арктики стали единственным в мире нефтеналивным терминалом, расположенным в пресных водах за Полярным кругом.
Еще одним поводом для гордости у Газпром нефти является высокая надежность и соответствие самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды:
- все системы терминала имеют 2-уровневую систему защиты, в тч от гидроударов, оборудование полностью автоматизировано,
- на случай гипотетической нештатной ситуации предусмотрена специальная система, которая позволяет проводить моментальную расстыковку СМЛОТ и танкера,
- при нештатной ситуации сохраняется герметичность разъединяемых элементов,
- обеспечено дублирование всех основных систем терминала,
- нефтепровод, связывающий приемо-сдаточный пункт (ПСП) и Ворота Арктики состоит из 2 труб, проложенных по дну Обской губы, общей протяженностью 7,9 км,
- Трубы утеплены от берега до границы вечной мерзлоты, диаметр трубы - 720 мм, толщина стали -18 мм,
- обеспечена постоянная циркуляция нефти, подогретой до 45оС, даже в перерывах между отгрузками,
- электроснабжение - через бронированный силовой кабель с двойным резервированием,
- герметичное основание СМЛОТ в случае нештатной ситуации позволяет удерживать внутри себя нефть до полной остановки насосов.
- реализован принцип 0го сброса, который исключает любой контакт нефти с окружающей средой, что очень важно для сохранения хрупкой природы Арктики.
Мы побывали в операторной ПСП, откуда осуществляется контроль за техпроцессом отгрузки нефти на нефтеналивные танкеры.
Именно в этой операторной принимали команду на запуск первой отгрузки, которую В. Путин дал 25 мая 2016 г.
И уже за 2016 г через терминал Ворота Арктики было отгружено почти 3 млн т нефти, план на 2017 г - 5 млн т, на 2018 г - 6,3 млн т.
Начальник ПСП «Газпромнефть-Ямала» В. Коляда подробно рассказал о возможностях Ворот Арктики, многоступенчатой системе контроля работы терминала.
СМЛОТ Ворота Арктики работает полностью автономно, в башне терминала находится аппаратная, где электроника поддерживает связь с операторной ПСП.
Благодаря системе видеонаблюдения Начальники смены ПСП, помимо само собой разумеющегося контроля параметров работы оборудования, могут визуально отслеживать работу основных узлов, так, как будто находились бы непосредственно на терминале.
Побывали мы и в Химико-аналитической лаборатории Новопортовского месторождения, где начальник лаборатории Е. Меньшакова поведала о контроле качества, который нефть проходит перед отгрузкой на танкер.
А вот побывать на судне сопровождения Балтика и поближе понаблюдать процесса отгрузки нефти через терминал Ворота Арктики на танкер не удалось.
Сложная ледовая обстановка в Обской губе даже летом - не фигура речи, а данность.
Из Карского моря ветром нагнало лед, который очень живописно смотрелся с борта вертолета, но сейчас сыграл против нас.
Понятно, что для танкеров ледового класса Arc5, а уж тем более Arc7, такой лед помехой не является, но вот катерам подойти к берегу было совершенно невозможно.
Но и с берега Ворота Арктики выглядят впечатляюще, и фотография не может передать все наши ощущения.
Съездите, посмотрите, Вам понравится!
Глядя на эту живописно - промышленную картину, мы слушали неспешную речь начальника отдела эксплуатации Арктического терминала А. Липатникова, который прямо в режиме online пояснял нам, что сейчас делается на терминале.
А происходило следующее - под погрузку вставал танкер Ice Eagle.
Это танкер предыдущего поколения, именно на смену которым приходят более вместительные и мощные суда типа «Штурман Малыгин».
Помимо танкеров, специально для работы на проекте Новый Порт на Выборгском судостроительном заводе строятся дизель-электрические ледоколы, которые встанут на круглосуточное дежурство в районе СМЛОТ Ворота Арктики.
Ледоколы проекта Aker ARC 130A будут иметь мощность 21,5 МВт и соответствовать ледовому классу IceBreaker8.
Суда смогут работать даже при температуре до -50оС.
Главной задачей новых ледоколов станет обеспечение отгрузки нефти и сопровождение танкеров. В случае необходимости ледоколы задействуют в спасательных операциях, операциях по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН), а также при пожаротушении.
Мы увидели чудо природы - мираж, отражение того берега, где находились мы на поднимающихся от воды восходящих потоках воздуха.
Пришлось даже заняться прыжками в длину - вода прибывала очень быстро и там, где еще недавно был небольшой ручеек буквально через полчаса уже был внушающий опасение поток. Но мы справились!
Вернувшись в г Салехард мы непроизвольно показали, что усилия сопровождавших нас все 2 дня пребывания на Новопортовском месторождении сотрудников «Газпромнефть-Ямала» не пропали даром.
Мы начали пристегиваться и в обычном автобусе, которым нас доставили в гостиницу, так прочно засели в наших головах правила проезда в вахтовках!
Ночью была еще длинная прогулка по закатному и рассветному г Салехарду, впрочем по этому времени года разницы практически нет.
Белая ночь показала нам необычный ракурс ямальской природы и городских пейзажей.
Небо было огненным! Конечно, не так как на Мальдивах, но это свое, российское! Очень красиво!
Побывали мы и у памятника Полярному кругу, как без этого!
Громадное спасибо Газпром нефти, пригласившей нас в это путешествие!
Надеюсь вернуться на Ямал, например, на церемонию запуска долгожданной газотурбинной электростанции (ГТЭС)!
Больше фото тут.