Энергостратегия РФ до 2035 г должна быть сбалансированной и учитывать интересы всех участников рынка - компаний, которые занимаются добычей, переработкой и поставкой энергоресурсов, а также бюджета.
Такое заявление сделал премьер-министр РФ Д. Медведев 22 декабря 2016 г на совещании об Энергостратегии РФ-2035 г в резиденции президента в Горки.
Но в своем выступлении Д. Медведев больше говорил о проблемах российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Совокупные инвестиции российских компаний ТЭК оцениваются на уровне 3,5 трлн руб.
Эти деньги должны работать на развитие именно нашей экономики, а не какой-либо другой, сказал Д. Медведев.
Пока же в российском ТЭК сохраняется зависимость от иностранных технологий и оборудования, причем несмотря на все меры по имортозамещению, по ряду позиций эта зависимость все еще критическая.
Изменить сложившуюся ситуацию можно за счет комплекса мер.
С одной стороны это должна быть поддержка производителей, которые готовы предоставить конкурентные по качеству и цене виды оборудования.
С другой стороны - с помощью налоговых и финансовых инструментов необходимо стимулировать энергокомпании использовать преимущественно российскую продукцию.
Государство, со своей стороны, также намерено оказывать поддержку локализации производства наиболее перспективного оборудования и технологических решений в России.
Если Россия хочет и в будущем иметь конкурентоспособную энергетику, то государству, и бизнесу нужно вкладываться в инновации, сказал Д. Медведев.
Д. Медведев озвучил целевой показатель по импортозамещению.
Доля импортной продукции в закупках предприятий ТЭК после реализации Энергостратегии, то есть через 20 лет составит не более 10-15%, - сказал Д. Медведев.
В числе других серьезных проблем российского ТЭК Д. Медведев назвал высокую энергоемкость российской энергетики.
Россия по-прежнему крайне расточительно относится к использованию энергоресурсов.
Энергоемкость ВВП РФ выше, чем в развитых экономиках, а потенциал сокращения энергозатрат составляет около 1/3 от текущего энергопотребления, а по некоторым данным, даже выше.
Т.е каждый третий кВт*ч э/энергии, м3 газа, кг угля, т нефти уходят с точки зрения экономики в никуда.
Работа по снижению энергоемкости ВВП РФ ведется, но результат пока небольшой - в период с 2007 г по конец 2015 г снижение составило 8,13%.
В России немало предприятий, где потери энергии и тепла особенно велики, в конечном счете за все это расплачивается экономика и потребители.
Это недопустимо, подчеркнул Д. Медведев.
Поэтому в Энергостратегии должны быть предусмотрены системные меры по повышению энергоэффективности.
Это касается не только самого ТЭК, где есть большие возможности оптимизации использования ресурсов, но и всей экономики, тем более, что наши предприятия уже довольно активно выпускают энергосберегающее оборудование, сказал Д. Медведев.