Через 10 лет через Арктику будет проходить около 20% экспорта углеводородного сырья из России.
Таким прогнозом 15 сентября 2016 г поделился ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Р. Танкаев в ходе круглого стола по теме освоения Арктике.
Роснефть в Арктике создает 2 кластера, которые должны обеспечить строительство, обслуживание и ремонт судов и буровых платформ.
1 из кластеров создается на базе бывшего судоремонтного завода в Росляково под Мурманском.
Проект находится на начальном этапе - ведется оформление документов, завершить эту работу планируется до конца 2016 г.
Наиболее крупным проектом в сфере судостроения для нужд нефтегазовой промышленности России, является Дальневосточный центр судостроения и судоремонта Звезда в бухте Большой Камень в Приморском крае.
Звезда должна стать самой крупной подобной верфью в России и одной из самых крупных в мире.
Заявки собраны на 237 судов, в т.ч на 35 платформ для поисково-разведочного бурения на шельфе.
Оставшиеся суда представляют собой суда разного класса, в т.ч танкеры-газовозы, которые в настоящее время практически монопольно производит Южная Корея.
К постройке также предполагаются суда ледового класса малого размера, которые будут обеспечивать разного рода операции в портах Северного Ледовитого океана.
В основном судостроительный цент Звезда будет строить суда дедвейтом не более 50 тыс т, поскольку суда именно такого класса реально могут проходить по Северному морскому пути (СМП).
Однако, в перспективе, по СМП смогут проходить и более крупные суда.
Так, Минпромторг РФ проводит конкурс на выполнение опытно-конструкторских работ по разработке технического проекта атомного ледокола нового поколения Лидер, который сможет проводить по СМП судов дедвейтом около 100 тыс т и шириной корпуса 44-50 м.
Мощность ледокола Лидер составит 110 МВт, он сможет ломать льды толщиной свыше 4 м.
Проектирование ледокола займет около 1,5 лет, затем будет решаться вопрос с финансированием.
Высшая школа экономики (ВШЭ) оценивает объем перевозок по СМП на уровне 2,5 млн т грузов, однако его возможности будут нарастать.
В 2017 г будет превышен исторический максимальный объем перевозок в акватории СМП, а к 2020 г объемы перевозок будут превышены в 3 раза.
Причем, такие показатели будут возможны при использовании только существующего флота.
В дальнейшем, по прогнозу Минтранса РФ, ежегодный потенциал грузопотока по СМП может составлять до 65 млн т.