Об этом 22 октября 2024 г. сообщил Reuters со ссылкой на проект некоего документа.
STS для Обского аммиака
Схема с перевалкой STS позволит увеличить оборачиваемость танкеров-газовозов и нефтеналивных танкеров ледового класса Arc7.Организация перевалки в Баренцевом и Беринговом морях позволит использовать суда класса Arc7 только в пределах Северного морского пути (СМП), а далее до азиатских рынков СПГ и газовый конденсат будет доставляться судами более низкого ледового класса.
Также такая схема позволит нивелировать негативные последствия от 14го пакета санкций ЕС, в рамках которого с марта 2025 г. в портах ЕС будет запрещена загрузка российского СПГ.
По данным Reuters:
- чтобы решить проблему нехватки судов, способных ходить в арктических водах, Россия планирует переваливать грузы СПГ и газового конденсата в море, освобождая суда высокого ледового класса для новых перевозок,
- согласно проекту:
- 1й объект для перевалки STS будет создан в Чошской губе - заливе Баренцева моря между восточным берегом п-ва Канин и материком для Обского аммиака, дочки НОВАТЭКа,
- 2й объект планируется построить в заливе Креста - северной части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского п-ва;
- перевалка на этих объектах будет осуществляться только в тех случаях, когда движению судов не будут препятствовать льды,
- такая схема позволит загружать 4,1 млн м3/год СПГ и 1,4 млн м3/год газового конденсата на каждом объекте.
Обский аммиак
100%-ную дочку Обский аммиак НОВАТЭК зарегистрировал в марте 2022 г. в г. Москва.Основным видом деятельности компании на момент регистрации было обозначено производство азотных кислот, сульфоазотных кислот, аммиака.
В январе 2024 г. Обский аммиак был перерегистрирован в г. Мурманск.
Согласно ЕГРЮЛ, на данный момент основным видом деятельности компании является аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки.
НОВАТЭК ранее анонсировал план по строительству завода по производству аммиака на базе газа месторождений п-ва Ямал.
С 2019 г. у компании также есть ООО Обский ГХК, которое владеет лицензиями на Верхнетиутейское и Западно-Сеяхинское месторождения.
Затем это ООО было реорганизовано путем присоединения к нему ООО Ямал СПГ Ресурс, которое выиграло аукцион на Арктическое и Нейтинское месторождения.
Само ООО было переименовано в Обский СПГ.
В сентябре 2024 г. Ъ сообщил, что проработка проекта Обский СПГ приостановлена, а основным вновь становится проект Обского ГХК.
НОВАТЭК изучает возможность производства в рамках Обского ГХК аммиака, но без планировавшегося ранее CCS (улавливания CO2 с закачкой в пласт), а также карбамида с дальнейшим экспортом по СМП в страны АТР.
Перевалка СПГ
НОВАТЭК уже отработал схему перевалки СПГ с судна на судно:- перевалку СПГ STS НОВАТЭК начал осуществлять с ноября 2018 г. в районе порта Хоннингсвог на северо-западном побережье Норвегии, однако схема была свернута, ходили слухи, что Норвегия столкнулась с давлением со стороны США,
- в 2020 г. НОВАТЭК заменил норвежскую перевалку на перевалку в Кильдинском проливе Баренцева моря, а в 2023 г. - вернулся к перевалке СПГ у берегов о-ва Кильдин.
Несмотря на санкции против Арктик СПГ-2, в августе 2024 г. отгрузки СПГ с проекта начались.
Для вывоза СПГ с проекта используются конвенциональные танкеры-газовозы, что пока возможно с учетом текущей ледовой обстановки.
Суда, привлеченные к перевозкам, в западных СМИ получили название «теневого флота» и оказались под санкциями США и их союзников.
НОВАТЭК и Ямал СПГ от организованной логистической схемы дистанцируются, заявляя, что она находится полностью в ведении Арктик СПГ-2.
Данные сервисов отслеживания судов показывают, что в логистической схеме Арктик СПГ-2 задействованы плавучие хранилища СПГ (ПХГ, FSU) в Мурманской области и Камчатском крае.
Значительная часть партий СПГ, отгруженных с Арктик СПГ-2, направляется на Koryak FSU в бухте Бечевинская в Камчатском крае и Saam FSU в Ура-губе в Мурманской области.
Оба FSU также находятся под санкциями США.
Сейчас основной вопрос заключается в том, как Арктик СПГ-2 будет выстраивать логистику в зимний период без судов класса Arc7.
Из-за западных санкций оказалась заблокирована передача уже построенных в Южной Корее танкеров-газовозов Arc7.
Строительство газовозов на ССК Звезда сильно задерживается, хотя есть вероятность, что первые 2 судна могут быть поставлены в конце 2024 - начале 2025 гг., но перспективы остальных судов туманны.