Об этом сообщает Bloomberg.
По мнению агентства, это сигнализирует о том, что США могут нарушить цепочку поставок российской нефти, если захотят.
С октября 40 судов, задействованных в торговле российской нефтью, были внесены в список подсанкционных объектов Минфина США, в основном за нарушение ценового потолка на российскую нефть в размере 60 долл. США/барр.
Лишь один из них, танкер SCF Primorye (СКФ Приморье), забрал груз в порту и направляется в Азию.
Из 40 судов:
- 21 принадлежит российской государственной судоходной компании Совкомфлот:
- 8 танкеров находятся у тихоокеанских портов Владивосток и Находка, некоторые - уже 5 месяцев,
- 1 танкер, ранее находившийся на якорной стоянке, пустым направился обратно к Суэцкому каналу,
- 1 отправлен на ремонт в Китай;
- 2е крупное скопление танкеров наблюдается в Черном море:
- где именно они находятся, определить невозможно из-за отключенных транспондеров,
- однако для того, чтобы пройти через пролив Босфор и покинуть Черное море, им все же придется подать сигнал;
- еще 3 судна находятся в Балтийском море;
- 18 судов контролируются компанией Hennesea Holdings Ltd., базирующейся в ОАЭ:
- 10 из них находятся у берегов Китая и Южной Кореи, в т.ч. 2 - в ремонтных доках,
- большинство остальных находятся за пределами Порт-Саида в восточном Средиземноморье, некоторые - более 3х месяцев;
- при этом 1 из попавших под санкции танкеров может быть активен - это LR2 Apus:
- он вышел из Порт-Саида (Египет) в конце марта и прибыл в Персидский залив в середине апреля,
- затем провел несколько дней, двигаясь со скоростью менее 1 узла в районе иранского нефтяного месторождения Soroosh,
- после чего направился в Хор Факкан в ОАЭ, где в последний раз был замечен в конце апреля;
- еще 1 танкер, принадлежащий турецкой Yasa Golden Bosphorus, в апреле был исключен из санкционного списка,
- это позволило компании пользоваться услугами страхования,
- после исключения из санкционного списка танкер загрузил партию американской нефти, но в н.в. остается на якорной стоянке у побережья Техаса.
Теневой флот
Есть нюанс.Теневой флот поэтому и называется теневым, что бороться с ним крайне сложно.
Теневой флот Россия использует для обхода установленного Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) потолка цен на перевозимые морем российскую нефть и нефтепродукты (100 долл. США/барр. для премиальных нефтепродуктов и 45 долл. США/барр. для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти).
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
В декабре 2023 г. коалиция изменила механизм контроля за соблюдением потолком цен на российскую нефть, в т.ч. расширила требования о наличии сертификатов и обмене информацией между участниками цепочек поставок о стоимости российской нефти.
17 апреля 2024 г. министры финансов и главы центробанков стран G7 договорились продолжать санкционное давление на Россию, в т.ч. принимать меры для борьбы с попытками обхода потолка цен.
В апреле 2024 г. Международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (The International Group of P&I Clubs), которая объединяет 12 страховых ассоциаций, обеспечивая, по ее собственной информации, покрытие 87% тоннажа, перевозимого океанскими судами, заявила:
- потолок цен на российскую нефть, введенный странами Запада, не работает;
- одной из причин этого является наличие у России «теневого флота», который отвечает за транспортировку нефти.
Автор: А. Гончаренко