Об этом 13 февраля 2024 г. сообщил Bloomberg со ссылкой собственные данные по отслеживанию танкеров.
Морской экспорт
По данным издания:- поставки российской нефти на экспорт морским путем за неделю, завершившуюся 11 февраля 2024 г., составили 3,49 млн барр./сутки, снизившись на 290 тыс. барр./сутки по сравнению с пересмотренным показателем за предыдущую неделю, когда экспорт составлял 3,78 млн барр./сутки, что стало рекордом с июля 2023 г.,
- средний за 4 недели показатель, который Bloomberg считает более репрезентативным из-за меньшей подверженности волатильности, составил 3,25 млн барр./сутки по сравнению с пересмотренным показателем в 3,21 млн барр./сутки за неделю по 4 февраля,
- валовая стоимость российского морского экспорта нефти в недельном выражении составила 1,67 млрд долл. США по сравнению с пересмотренными 1,85 млрд долл. США неделей ранее,
- средний 4-недельный показатель вырос на 38 млн долл. США, до 1,55 млрд долл. США/неделю.
Экспортные поставки российской нефти по морю стабилизировались после периода, когда штормы и ремонтные работы вызвали нестабильность в поставках.
На средний 4-недельный показатель отгрузки продолжают влиять эффекты от штормов на Балтике и в порту Козьмино, а также перебои с поставками из порта Усть-Луга после удара беспилотного летательного аппарата (БПЛА) по терминалу НОВАТЭКа.
Из тихоокеанского порта Козьмино отгрузки восстановились после того, как неделей ранее шторм сократил экспорт вдвое.
Российским экспортерам нефти, на фоне усиления контроля со стороны G7 за соблюдением потолка цен, приходится в большей степени полагаться на собственные танкеры и теневой танкерный флот, тогда как греческие владельцы отказываются от торговли российской нефтью.
Количество принадлежащих Греции танкеров, перевозящих российскую нефть, в январе 2024 г. сократилось до 20% от уровня, наблюдавшегося в мае 2023 г.
Bloomberg отмечает, что в недельном выражении экспорт оказался на 200 тыс. барр./сутки выше того уровня, котором Россия обещала своим партнерам по ОПЕК+ ограничивать свой экспорт в 1м квартале 2024 г.
При этом средний 4-недельный показатель увеличился на 30 тыс. барр./сутки и приблизился к целевому значению после существенного отставания за предыдущие недели.
30 ноября 2023 г. ряд стран ОПЕК+ приняли решение добровольно дополнительно сократить добычу в 1м квартале 2024 г., а Россия обязалась углубить свое сокращение экспорта, снизив нефтяной экспорт на 500 тыс. барр./сутки (300 тыс. барр./сутки и нефти и 200 тыс. барр./сутки нефтепродуктов) по сравнению со средним показателем за май-июнь 2023 г.
В конце января 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что Россия с 1 января увеличила объемы сокращения нефтяного экспорта и вышла на его объем в 500 тыс. барр./сутки суммарно по топливу и нефти.
Возросшее давление со стороны Минфина США на суда, перевозящие российскую нефть, создает неудобства для российских танкеров и используемого Россией теневого флота, но грузопотоки это пока не сокращает.
С начала октября 2023 г. США ввели санкции против 50 танкеров за нарушение условий потолка цен на российскую нефть, из них около половины прекратили транспортировку нефти из РФ.
Куда идет российская нефть?
Отслеживаемые поставки азиатским потребителям, включая те, у которых нет конечного пункта назначения, снизились до 2,8 млн барр./сутки в среднем за 4 недели по 11 февраля по сравнению с 2,85 млн барр./сутки неделей ранее.В т.ч.:
- на танкеры, направлявшиеся в Китай, был погружен объем нефти, эквивалентный 1,16 млн барр./сутки,
- на судах, направляющихся в Индию, в среднем находились объемы, соответствующие 730 тыс. барр./сутки нефти,
- эквивалент порядка 930 тыс. барр./сутки нефти находилось на судах, следующих через Суэцкий канал или, как ожидается, будет перевалено борт-в-борт (STS) в южнокорейском порту Йосу, эти рейсы обычно заканчиваются в портах Индии или Китая.
Большая часть следующих в Азию из балтийских портов танкеров с российской нефтью продолжают проходить через Суэцкий канал и южную часть Красного моря, несмотря на нападения на торговые суда базирующихся в Йемене повстанцев-хуситов.
Неясный статус у танкера-Aframax La Pride, перевозящего партию Urals из Усть-Луги в китайский порт Циндао, который 7 февраля развернулся недалеко от Баб-эль-Мандебского пролива и остается в Красном море на холостом ходу.
Также остаются непонятными перспективы зависших на пути в Индию танкеров с нефтью Sokol с проекта Сахалин-1.
В подвешенном состоянии остаются 22 груза общим объемом около 15,5 млн барр., в т.ч 4 груза на 700 тыс. барр., ожидающих отправки с челночных танкеров, которые доставляют их с проекта Сахалин-1.
3 танкера направились в Индию, но разгрузился только 1 танкер, еще 4 отправились в Китай.
На европейском направлении единственным покупателем российской нефти осталась Турция.
Болгария, получившая исключение из-под эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти, форсировала отказ от нее и ничего не брала с конца 2023 г.
Экспорт в Турцию снизился в 4-недельном выражении с 260 до 240 тыс. барр./сутки.
Из других направлений морских поставок российской нефти указывается порт Тема в Гане, где на новом нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), построенном китайскими инвесторами, началась переработка нефти.
Первоначально НПЗ будет перерабатывать 40 тыс. барр./сутки нефти, а после реализации 2го этапа строительства, который должен быть завершен к концу 2025 г., его мощность вырастет до 100 тыс. барр./сутки.
На этот НПЗ направляется уже 4я партия российской нефти, танкер JANE из порта Приморск должен добраться до Темы 20 февраля.
Еще около 1,8 млн барр. российской нефти, перегруженные в Лаконском заливе у берегов Греции, направляется в Карибское море на супертанкере (VLCC) Ligera, прибыть в неуказанный пункт назначения в регионе судно должно 18 февраля.
Супертанкер Achelous, также принимавший российские грузы в Лаконском заливе, следует в китайский порт Цзеян через Суэцкий канал и Красное море.