USD 100.6798

+0.46

EUR 106.0762

+0.27

Brent 74.22

-0.12

Природный газ 3.418

+0.05

3 мин
2612

Первая партия нефти сорта Sokol после более чем 2-месячного перерыва все-таки достигла Индии

Вторая партия на подходе, а еще 4, как говорят, идут в Китай.

Первая партия нефти сорта Sokol после более чем 2-месячного перерыва все-таки достигла Индии

Москва, 7 фев - ИА Neftegaz.RU. Первый из зависших танкеров с нефтью сорта Sokol с проекта Сахалин-1 разгрузился в индийском порту Вадинар.
На это указывают сервисы отслеживания судов.

1й танкер пришел

Нефть сорта Sokol прибыла в Индию впервые более чем за 2 месяца.
Танкер типоразмера Aframax дедвейтом 105 тыс. т Jaguar под флагом Габона прибыл в порт Вадинар в шт. Гуджарат на западном побережье Индии 6 февраля 2024 г.
Путь Ягуара:
  • судно загрузило нефть сорта Sokol и начал путь в Индию в декабре 2023 г.
  • пунктом его назначения был порт Парадип в шт. Одиша на восточном побережье Индии,
  • в начале января судно остановилось и находилось в режиме ожидания в Южно-Китайском море,
  • в движение танкер пришел в 20х числах января, направляясь в Индию, но уже в порт Вадинар в шт. Гуджарат на западном побережье Индии,
  • прибыть в Вадинар танкер должен был 1 февраля 2024 г., но несколько дней провел в режиме ожидания в Аравийском море,
  • 5 февраля судно зашло в залив Кач на южном берегу которого находится порт Вадинар, а 6 февраля, вероятно, разгрузилось (момент подхода танкера к терминалу сервисами отслеживания судов не фиксируется),
  • в настоящее время Ягуар покинул залив Кач и двинулся на запад, указав портом захода Суэц с датой 16 февраля.

Первоначально Jaguar следовал в порт Парадип в шт. Одиша на восточном побережье Индии, где находится терминал, обслуживающий нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Paradip, принадлежащий Indian Oil Corp. (IOC).
Однако конечной точкой его маршрута в итоге стал порт Вадинар, где расположены терминалы Indian Oil Corp. и терминал, который снабжает НПЗ Вадинар, принадлежащий Nayara Energy Limited, в которой у Роснефти 49,13%.
По данным Ъ, груз поставляется для НПЗ Nayara Energy, хотя изначально вся нефть с проекта Сахалин-1 (у Роснефти - 20% в проекте и статус оператора) предназначалась для IOC.
Такая смена пункта доставки может быть связана с разногласиями между Роснефтью и IOC по условиям поставок, в частности, по валюте платежа.
Как пишет Bloomberg, представитель Nayara Energy в кулуарах проходящей в Гоа India Energy Week сообщил, что его компания рассчитывает получить партию Sokol на этой неделе.

Где еще один танкер?

Одновременно с Jaguar в движение пришел еще один из зависших танкеров с нефтью Sokol.
Танкер-афрамакс Seagull (Чайка) под флагом Панамы дедвейтом 115 тыс. т также находился в режиме ожидания в Южно-Китайском море.
24 января танкер двинулся в западном направлении и первоначально ожидалось, что 5 февраля он должен прибыть в порт Вишакхапатнам в шт. Андхра-Прадеш на восточном побережье Индии.
В этом порту находится терминал, обслуживающий НПЗ Hindustan Petroleum Corp. Ltd. (HPCL) - дочки ONGC, владеющей 20% в проекте Сахалин-1.
Это укладывалось в схему с поставкой нефти Sokol компаниям-участницам проекта Сахалин-1, в период, пока идет спор по поставке нефти в адрес IOC.
Отправив 1 партию нефти Sokol на НПЗ Вадинар, а другую - на завод дочки ONGC, Роснефть давала сигнал IOC, что у нее есть альтернативы в плане сбыта нефти.

Однако Seagull в Вишакхапатнам не пошел, а 3 февраля обогнул мыс Каморин, южную оконечность Индии, и начал движение на север вдоль западного побережья Индии.
Портом захода у судна указан Мумбаи в шт. Махараштра, к которому танкер подошел 6 февраля и вновь встал в режим ожидания.
В порту Мумбаи расположены терминалы, с которых нефть поступает на 2 крупных НПЗ, один из которых принадлежит HPCL, другой - Bharat Petroleum Corp. Ltd. (BPCL).
Поэтому не исключено, что речь идет о поставке нефти Sokol на другой НПЗ все той же HPCL.

Sokol в Индии

Проблемы с поставками нефти сорта Sokol начали складываться с конца ноября 2023 г. и сохранялись в течение декабря и января 2024 г.
Изначально по пути в Индию зависло 6 нефтеналивных танкеров - NS Century (попал под санкции США), а также NS Commander, Sakhalin Island, Krymsk, Nellis и Liteyny Prospect.
По данным Bloomberg на начало февраля, в танкерах в районе Сингапура или недалеко от побережья Южной Кореи находится 16 грузов общим объемом около 11 млн барр., которые должны были быть поставлены в Индию.
Еще 3 партии по 700 тыс. барр. ожидают отправки с челночных танкеров, которые доставляют ее с о-ва Сахалин.
Из ранее зависших танкеров 2 направились в Индию, а 4 - в Китай.

Нефть Sokol традиционно торгуется с премией к Brent и ее продажи оказались затруднены.
Ранее глава Миннефти Индии Х. С. Пури пояснял, что проблемы с поставками российской нефти в Индию связаны с потолком цен и санкциями США против судоходных компаний (в конце декабря под санкции США попал Sun Ship Management, который Штаты связывают с Совкомфлотом).
Также министр рассказал о желании Индии о том, чтобы нефть была намного дешевле, потому что она является крупным потребителем.
А. Новак на Дне энергетики сообщил, что с поставками российской нефти в Индию все нормально - регулярно поступает информация от компаний-экспортеров, нефтеналивные танкеры отгружаются, расчеты за поставленную нефть идут.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram