Об этом сообщил премьер-министр Словакии Р. Фицо по результатам встречи с премьер-министром Украины Д. Шмыгалем в г. Ужгород 24 января 2024 г.
Транзитный вопрос и не только
По сообщению правительства Словакии:- переговоры показали, что транзит российского газа через Украину, скорее всего, продолжится,
- Р. Фицо назвал эту договоренность отличной новостью, поскольку это принесет пользу словацкому бизнесу и странам, расположенным дальше на запад.
Кабмин Украины по этому поводу пояснил следующее:
- позиция украинской стороны однозначна: контракт на транспортировку истекает в конце 2024 г., мы не намерены договариваться с россиянами и продлевать контракт, о чем премьер-министр Украины сообщил своему словацкому коллеге,
- Украина может говорить с европейской страной (членом ЕС) об использовании своей газотранспортной сети.
Кабмин Украины также сообщил дополнительные подробности об энергетическом треке переговоров Д. Шмыгаля и Р. Фицо:
- Украина и Словакия договорились ускорить реконструкцию межгосударственного электрического интерконнектора Мукачево - Вельке Капушаны, что позволит сделать украинскую энергетическую систему более устойчивой,
- в газовой сфере Словакия является одним из основных партнеров Украины,
- благодаря словацко-украинскому реверсному газопроводу Вояны - Ужгород в 2023 г. на Украину поставлено европейского газа в объеме 1,8 млрд м3.
- Украина готова развивать это сотрудничество и предлагает оператору ГТС Словакии продолжить использование подземных хранилищ газа (ПХГ) на Украине для хранения стратегических запасов газа Словакии,
- от словацкого оператора Slovnaft Украина получила предложение по развитию сотрудничества в нефтяной сфере, детали этого важного как для Украины, Словакии, так и Европы в целом решения, будут сообщены впоследствии,
- Украина заинтересована в реализации проектов строительства линии по производству ядерного топлива.
В совместном заявлении премьер-министров Словакии и Украины указывается, что стороны призвали к дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества и координации действий в сфере ТЭК, в частности:
- развития взаимосвязи энергетических систем между Украиной и Словакией,
- дальнейшего изучения потенциала интерконнектора Мукачево - Велке Капушаны, как следующий шаг после успешной синхронизации украинских сетей с европейской континентальной сетью ENTSO-E,
- сохранения физической способности и правовой базы для транспортировки газа из Украины в ЕС.
Украинский транзит и кому он нужен?
Напомним, что по территории Украины проходят МГП Уренгой - Помары - Ужгород, Союз и Прогресс, возраст которых составляет 35-40 лет, а их техническое состояние является проблемным.Украинская ГТС связана с ГТС России, Молдовы, Белоруссии, Венгрии, Словакии и Польши.
Текущие условия транзитного контракта предполагают, что в Газпром может прокачивать по ГТС Украины около 109,6 млн м3/сутки газа, в т.ч.:
- 77 млн м3/сутки через газоизмерительную станцию (ГИС) Суджа (точка входа на Украину из России магистрального газопровода (МГП) Уренгой - Помары - Ужгород),
- 32,6 млн м3/сутки через ГИС Сохрановка (точка входа на Украину МГП Союз).
Однако транзит через ГИС Сохрановка Украина закрыла 11 мая 2022 г., а от предложенного украинской стороной перевода всего транзита на ГИС Суджа Газпром отказался, объяснив это технологической невозможностью исходя из российской потоковой схемы.
В результате при формально доступном в 2021-2024 гг. объеме транзита в 40 млрд м3/год, фактическая прокачка российского газа в ЕС через ГТС Украины оказалась более чем в 2 раза ниже.
В настоящее время прокачка газа через ГИС Суджа в будние дни идет в объеме 42,4 млн м3/сутки с небольшим снижением в выходные.
По данным Оператора ГТС Украины (ОГТСУ), в 2023 г. в ГТС Украины через трансграничные точки входа с Россией поступило 14,65 млрд м3 газа (данные Газпрома дают цифру в 14,93 млрд м3).
Через точки выхода ГТС Украины в 2023 г. в направлении Словакии ушло 12,67 млрд м3 газа, еще 2,56 млрд м3 ушло в Молдову.
Украина ранее давала понять, что не намерена продлевать транзитный контракт с Газпромом.
Впрочем, истечение срока действия транзитного контракта не означает прекращения самого транзита российского газа по ГТС Украины в Европу.
По европейским правилам, бронирование газотранспортных мощностей осуществляется на суточных, месячных, квартальных или годовых торгах, чем Газпром пользовался при транзите по польскому участку МГП Ямал - Европа (до введения контрсанкционного запрета), а также докупал мощности ГТС Украины.
Однако расценки на транзитные услуги в рамках аукционов были значительно выше, поэтому сохранение транзитного контракта важно для оставшихся потребителей российского газа в ЕС.
Не увидев активности со стороны европейских партнеров, Нафтогаз в октябре 2023 г. решил стимулировать их к переговорам, заявив, что нет контракта - нет транзита.
Сейчас в этом направлении начались подвижки со стороны Словакии, хотя это не единственная заинтересованная сторона.
Конкретные страны-интересанты продолжения поставок российского газа через ГТС Украины Р. Фицо называл, ограничившись указанием неких западных стран.
Речь идет об Австрии, где расположен Центральноевропейский газовый хаб (Баумгартен), в который российский газ по МГП поступает через Украину и Словакию.
Австрия более 50 лет является центром поставок российского газа, а хранилища и трубопроводы исторически сконфигурированы для доставки топлива в Венгрию, Германию, Италию и Словению.
У австрийской OMV имеется долгосрочный контракт с Газпромом, действующий до 2040 г., который обязывает ее покупать газ, поступающий на границу Австрии.
От Австрии ожидалось активное участие в переговорах по продолжению транзита российского газа, но пока страна занимает выжидательную позицию.
При заключении текущего транзитного контракта между Газпромом и Украиной в 2019 г. со стороны Германии в сложных переговорах активно участвовала Германия, сейчас этого от ФРГ ожидать сложно.
Хотя после переговоров с Д. Шмыгалем Р. Фицо отправился в г. Берлин, где встречался с канцлером ФРГ О. Шольцем.
О чем еще говорили Р. Фицо и Д. Шмыгаль?
Премьер-министры Словакии и Украины 24 января 2024 г. обсудили политические вопросы, а также аспекты экономического, транспортного, аграрного сотрудничества.Р. Фицо заявил, что несмотря на разные взгляды по нескольким темам, с Д. Шмыгалем у него состоялся дружелюбный и конструктивный разговор.
В частности, Р. Фицо повторил, что не верит в военное решение конфликта на Украине.
При этом Словакия полностью поддерживает евроинтеграционные стремления Украины, но блокирует ее вступление в НАТО, по крайней мере, пока не будет решен военный конфликт.
Оружие Украине Словакия поставлять не будет, сосредоточившись на гражданской и гуманитарной помощи.
В числе экономических вопросов Р. Фицо и Д. Шмыгаль переговорили по поводу блокирования Словакией импорта сельскохозяйственной продукции с Украины.
Правительство страны утвердило список из более чем 10 продуктов, которые запрещено ввозить в Словакию, поскольку это угрожает ее национальным интересам.
Этот запрет остается в силе, но Словакия обещала изучить предложения украинской стороны.
Среди инфраструктурных проектов, помимо интерконнектора интерконнектора Мукачево - Вельке Капушаны обсуждались железнодорожное сообщение между гг. Киев и Кошице и модернизация пограничного перехода Вышне Немецке - Ужгород.