Об этом сообщил министр транспорта и коммуникаций Болгарии Г. Гвоздейков.
Тезисы министра:
- государство взяло на себя полный контроль над терминалом Росенец;
- оперативный контроль с сегодняшнего дня находится под контролем государства;
- государство имеет все возможности управлять терминалом и не допустит чрезвычайных ситуаций;
- Болгария не намерена выплачивать компенсаций ЛУКОЙЛу из-за прекращения концессии;
- соглашение о концессии прекращено из-за форс-мажорных обстоятельств, связанных с ограничениями, ранее наложенными на РФ;
- поэтому ЛУКОЙЛ может настаивать на своих правах где угодно, но не в Болгарии;
- при решении этого вопроса был соблюден соответствующий регламент ЕС;
- цена на топливо не имеет никакого отношения к порту Росенец;
- спекуляции о том, что топливо станет дороже, по меньшей мере, бесполезны;
- отзыв концессии не окажет прямого влияния на цены на топливо;
- ЛУКОЙЛ соблюдает болгарское законодательство и цены на топливо устанавливаются согласно правилам.
Тезисы главы государства:
- то, как молниеносно были внесены законодательные изменения для прекращения действия концессии порта Росенец, противоречит принципу верховенства закона, который лежит в основе Конституции;
- а также является примером безответственного отношения к государству и гражданам.
А также возможных судебных исков против Болгарии.
Народное собрание Болгарии недовольно Радаевым и считает его пророссийским.
Глава же в свою очередь ожидает решения от КС.
Болгарско - русская нефть или Шенгенская зона
- 21 июля 2023 г. парламент Болгарии в 2х чтениях принял о приостановлении договора с Лукойл Нефтохим Бургас;
- 24 августа 2023 г. власти Болгарии стали формировать экспертную рабочую группу;
- она будет координировать действия государства по переводу нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Лукойл Нефтохим Бургас на переработку альтернативной нефти;
- Болгария при введении эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти добилась исключения для поставок нефти на НПЗ Бургас до конца 2024 г.;
- российская нефть до сих пор поставляется в НПЗ, где объем составляет 190 тыс. барр/сутки;
- Народное собрании предложило и досрочном завершении поставок нефти из России;
Этот МНП позволит транспортировать нефть между Эгейским и Черным морями. Мимо Турецких проливов.
ЛУКОЙЛ довольно нагло притесняют.
- в январе 2023 г. парламент Болгарии одобрил решение, которое позволяет правительству взять на себя управление НПЗ Бургас на срок до 1 года, если в этом возникнет необходимость.
- 15 августа 2023 г. власти Болгарии расторгли договор концессии с ЛУКОЙЛом на портовый терминал Росенец, который обслуживает НПЗ Бургас;
- 31 июля 2023 г. стало известно, что С. Андронов уходит в московский Лукойл, хотя 9 лет возглавлял Лукойл Нефтохим Бургас;
- после чего были первые шаги к передаче терминал под госконтроль.
Для ЛУКОЙЛа нет видимых причин для расторжения договора.
Поставки нефти начались с 2011 г., а контракт был заключен на 35 лет.
Также склады с топливом являются собственностью компании, контроль над нами тоже у них.
Инициативу за возращение госконтроля над портом стали коалиций партии:
- Граждане за европейское развитие Болгарии с Союзом демократических сил (ГЕРБ - СДС);
- Продолжаем перемены с Демократической Болгарией (ПП - ДБ);
- Движения за права и свободы.
Нефтяной терминал Росенец
- расположен южнее порта Бургас;
- является единственным специализированным нефтетерминалом на болгарском побережье Черного моря;
- осуществляет приемку, хранение и транспортировку нефтехимического сырья и товарной продукции;
- приемка сырья осуществляется с нефтеналивных танкеров, пришвартованных к одному из 3 причалов,
- продукция временно хранится в нефтяных резервуарах,
- сырье для нефтепереработки и готовая продукция отгружаются через магистральные трубопроводы (МНП) с основной площадки ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас;
- В состав ПТ Росенец входят 3 причала:
- причал 1 - глубина 9,8 м, разрешенная осадка 9,6 м, максимальная общая длина судна (LOA) - от 174 до 180 м,
- причал 2 - глубина 12,3 м, разрешенная осадка 12,0 м, макс. LOA - 260 м,
- причал 3 - глубина 7,1 м, разрешенная осадка 6,8 м, макс. LOA -120 м;
- терминал обслуживает единственный в Болгарии НПЗ Нефтохим Бургас, который также принадлежит ЛУКОЙЛу;
- с 2011 г. Лукойл эксплуатирует ПТ Росенец после получения 35-летней концессии;
- в октябре 2022 г. концессия была продлена еще на 24 года временным правительством, назначенным президентом Р. Радевым.
Автор: П. Паршинова