Об этом КазТрансОйл сообщил 15 мая 2023 г.
Подписанный компаниями документ предусматривает:
- пролонгацию договора между Роснефтью и КазТрансОйлом до 1 января 2034 г.,
- транспортировку 10 млн т/год российской нефти в год в Китай,
- сохранение действующего тарифа.
В настоящее время тариф КазТрансОйла на услугу по транспортировке 10 млн т/год российской нефти по территории Казахстана в Китай по маршруту граница РФ - граница РК (Прииртышск) - Атасу (РК) - Алашанькоу (КНР) составляет 15 долл. США/т без учета НДС, в т.ч.:
- на участке граница РФ - граница РК - Атасу, включая перевалку нефти на головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) Атасу - 4,23 долл. США/т без НДС,
- на участке Атасу - Алашанькоу - 10,77 долл. США/т без НДС.
Магистральный нефтепровод (МНП) Атасу - Алашанькоу является частью системы МНП Казахстан - Китай и принадлежит ТОО Казахстанско-Китайский Трубопровод, которое является паритетным СП КазТрансОйла и China National Oil and Gas Exploration and Development Company Ltd. (CNODC).
Система МНП Казахстан - Китай проходит от г. Атырау на побережье Каспийского моря в Казахстане до Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
В Алашанькоу МНП Казахстан - Китай соединен с китайским МНП Алашанькоу - Душаньцзы, который поставляет нефть в основном НПЗ в Душаньцзы.
Проектная мощность МНП Атасу - Алашанькоу составляет 20 млн т/год нефти, из них половина отводится для российской нефти, поступающей по МПН Омск - Павлодар.
1я партия российской нефти по МНПАтасу-Алашанькоу была доставлена в Китай в 2006 г.
В 2022 г. объем транзита российской нефти в Китай по этому маршруту составил около 9 млн т по сравнению с 10 млн т в 2021 г.
За 4 месяца 2023 г. КазТрансОйл осуществил транзит 3,2 млн т российской нефти в Китай.
При этом Казахстан планирует расширение мощностей для поставок нефти, добываемой на своей территории, в Китай.
Так, в апреле 2023 г. КазМунайГаз (КМГ) обсуждал с PetroChina, дочкой CNPC, возможность увеличения поставок казахстанской нефти в Китай за счет расширения МНП Казахстан - Китай.
В 2022 г. объемы поставок из Атырау на восток увеличились, и сейчас мощности на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь практически полностью загружены.
По участку МНП Атырау - Кенкияк в 2022 г. было поставлено 4,5 млн т нефти, по участку Кенкияк - Кумколь - 8,1 млн т нефти.
Казахстан планирует реализовать проект расширения МНП Казахстан на участке Атырау - Кенкияк - Кумколь.
В частности, участок МНП Кенкияк - Кумколь имеет мощность 10 млн т/год, за счет строительства 3 дополнительных НПС мощность может быть увеличена до 20 млн т/год.
В случае реализации этого проекта встает вопрос с транзитом российской нефти через Казахстан в Китай по участку МНП Атасу - Алашанькоу.
Напомним, что Роснефть стала первой российской компанией, которая подписала долгосрочные контракты с китайской стороной, в т.ч. с CNPC.
Роснефть является основным российским поставщиком нефти в КНР, обеспечивая примерно 7% общей потребности китайского рынка в сырье.
В июне 2013 г. Роснефть и CNPC подписали 2 договора в рамках реализации российско-китайского межправсоглашения о расширении сотрудничества в сфере торговли сырой нефтью.
Согласно эти договорам, Роснефть до конца 1го полугодия 2038 г. поставит CNPC до 325,3 млн т нефти.
В целом в период с 2005 по 2022 гг. совокупные поставки Роснефти в Китай составили 442 млн т нефти.
Дополнительно в феврале 2022 г. Роснефть и CNPC подписали контракт на поставку 100 млн т нефти в Китай через Казахстан до конца 2033 г.
Основными маршрутами поставок российской нефти в Китай является МНП Сковородино - Мохэ, а также порт Козьмино, которые связаны с МНП Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО):
- ВСТО-1 проходит по маршруту Тайшет - Сковородино, его пропускная мощность составляет 80 млн т/год, оттуда уходит отвод в Китай на Мохэ,
- ВСТО-2 идет от Сковородино до порта Козьмино, этот участок вышел на проектную мощность в 50 млн т/год в ноябре 2019 г., на 10 лет раньше планируемого срока.
- мощности МНП ВСТО сильно загружены,
- Восточный полигон РЖД останется перегруженным в среднесрочной перспективе, хотя логистические схемы с использованием ж/д-перевозок нефти сейчас восстанавливаются,
- поставки российской нефти в Европу в настоящее время за некоторыми исключениями заблокированы.