Заседание прошло под председательством главы Минэнерго РФ Н. Шульгинова и федерального министра экономики Пакистана А. Садика.
О результатах работы МПК сообщила пресс-служба Минэнерго РФ.
В ходе заседания Россия и Пакистан опирались на решения 7й МПК в целях проработки их реализации, а также изучали дополнительные направления сотрудничества.
Стороны договорились о дальнейшем укреплении и расширении сотрудничества в сферах торговли и инвестиций, энергетики, связи и транспорта, высшего образования, промышленности, железных дорог, финансово-банковского сектора, таможни, сельского хозяйства, науки и техники, информационных технологий.
Российская сторона была приглашена к участию в перспективных проектах федерального и провинциального правительств Пакистана, в т.ч. в режиме государственно-частного партнерства, и обратилась к представителям российского бизнеса с просьбой изучить эти возможности.
Также Россия и Пакистан обсудили инновационные способы ведения бизнеса, в т.ч. посредством бартера, и договорились дополнительно изучить этот вариант.
В контексте стремления к евразийской связанности, обе стороны договорились обмениваться информацией для развития и улучшения железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.
В ходе заседания также были подписаны следующие документы:
- межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах,
- протокол между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Таможенной службой Федерального совета по доходам Пакистана об обмене документами и сведениями о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между странами,
- рабочее соглашение по летной годности между Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) и Ведомством гражданской авиации Пакистана.
По ключевым вопросам сотрудничества в ТЭК прошли активные переговоры, но в конкретные решения и соглашения они пока не вылились.
Накануне заседания МПК, 19 января 2023 г., Н. Шульгинов встречался с премьер-министром Пакистана Ш. Шарифом и А. Садиком.
В ходе встречи с Ш. Шарифом Н. Шульгинов отметил, что Россия ведет с пакистанскими партнерами диалог по ряду перспективных проектов - по строительству энергетических объектов, газотранспортной сети, по поставкам углеводородов.
С А. Садиком Н. Шульгинов обсудил вопросы, связанные с поставками товаров сельхозпродукции и энергоресурсов, в т.ч. нефти и нефтепродуктов, а также газа, в т.ч. сжиженного природного газа (СПГ).
Также обсуждался проект магистрального газопровода (МГП) Пакистанский поток.
Поставки энергоносителей
Однако конкретные договоренности по поставкам энергоносителей отложены до февраля-марта 2023 г., в т.ч. в связи с вступлением в силу новых ограничений против российского нефтяного сектора.По итогам заседания МПК Н. Шульгинов сообщил, что соглашение о поставках российской нефти и газа в Пакистан сейчас прорабатывается.
Обе стороны подтвердили, что после достижения принципиальной договоренности о технических деталях, поставки российских нефти и газа в Пакистан будут основываться на взаимных экономических интересах обеих стран.
Процесс согласования должен быть завершен не позднее конца марта 2023 г.
Вопрос поставок нефтепродуктов предметно не обсуждался, что Н. Шульгинов объяснил неопределенностью ситуации после 5 февраля 2023 г., когда вступит в силу эмбарго ЕС на морские поставки российских нефтепродуктов и установления потолка цен на них.
После этого Россия и Пакистан дополнят соглашение по нефти, которое сейчас прорабатывается.
Министр энергетики Пакистана М. М. Малик сообщил, что Россия может обеспечить до 35% всего импорта нефти в страну, что соответствует порядка 3,4 млн т/год.
Оплата будет производиться в пакистанских рупиях.
Ранее представители пакистанского нефтеперерабатывающего сектора выражали обеспокоенность по поводу механизмов оплаты на фоне санкций в отношении России.
В интервью газете The Nation, опубликованном 18 января 2023 г., Н. Шульгинов сообщил, что решение этого вопроса будет найдено, а в плане расчетов Россия отдает предпочтение национальным валютам или валютам третьих стран, защищенным от санкционных рисков.
По поводу скидок на нефть и газ для Пакистана Н. Шульгинов заявил, что стороны на этом вопросе внимания не акцентировали, т.к. эти вопросы решаются компаниями.
В ноябре 2022 г. The News тогда писала, что Пакистан рассчитывал получить 30-40%-ную скидку на российскую нефть, но Россия отказалась, сославшись на то, что все объемы забронированы, пообещав рассмотреть запрос и позже высказать свое мнение по дипломатическим каналам.
Параметры поставок будут определяться на коммерческой основе, вопросы логистики страхования и оплаты российская сторона уже прорабатывает.
Они войдут в соглашение, подписание которого ожидается в марте 2023 г.
Пакистанский поток и его источники
По поводу МГП Пакистанский поток (ранее Север - Юг) Россия и Пакистан пришли к соглашению, что проект следует рассматривать с точки зрения комплексной инфраструктуры, которая экономически выгодна для устойчивого развития газовой инфраструктуры, обеспечивающей доступные поставки газа.Проект предусматривает строительство газопровода протяженностью около 1,1 тыс. км и мощностью 12,4 млрд м3/год газа для поставок газа с юга Пакистана, где расположены регазификационные терминалы, на север страны к крупным промышленным потребителям.
Проект должен был стартовать в 2016 г., но многократно переконфигурировался и откладывался, в т.ч. из-за западных санкций против России.
В сентябре 2022 г. вице-премьер РФ А. Новак говорил, что строительство МГП Пакистанский поток начнется в ближайшее время, но о практических шагах в этом направлении до сих пор объявлено не было.
Сейчас проект в очередной раз меняет конфигурацию, становясь более комплексным.
Помимо строительство самого газопровода, в своей новой ипостаси, проект должен предусматривать наличие источника газа для него.
В интервью пакистанскому телеканалу PTV 19 января Н. Шульгинов сообщил, что обсуждаются газотранспортные проекты, которые обеспечат диверсификацию поставок в направлении импорта газа в Пакистан, увеличения поставок газа, будь ли это СПГ или трубопроводный газ.
Пакистан еще в 2021 г. столкнулся с проблемами с поставками СПГ, когда трейдеры предпочитали платить штрафы, но перенаправлять предназначенные для него партии на более привлекательные рынки, в 2022 г. эта проблема усугубилась.
В октябре 2022 г. Пакистан не сумел заключить 6-летнее соглашение, срок действия которого должен был начаться в 2023 г., попытки страны договориться о краткосрочных закупках также потерпели неудачу.
Трубопроводные поставки позволили бы смягчить дефицит газа в Пакистане, но они сильно зависят от стабильности ситуации в регионе, в первую очередь в Афганистане.
Россия в качестве источников газа для МГП Пакистанский поток рассматривает 3 варианта:
- поставки газа через Центральную Азию, из России в Казахстан, Узбекистан, Афганистан в Пакистан,
- строительство газопровода по укороченному маршруту Иран - Пакистан, которому Россия готова оказать необходимую поддержку и участвовать в нем исходя из наличия своповых поставок между Россией и Ираном,
- МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), в котором Россия не участвует, но допускает такую возможность, если будут решены различные вопросы, в т.ч. безопасности.
Газовое сотрудничество России с Казахстаном и Узбекистаном (т.н. тройственный газовый союз) пока находится в стадии обсуждения, хотя газотранспортная инфраструктура вплоть до Туркменистана существует (МГП Средняя Азия - Центр), но для целей проекта в нее требуются дополнительные вложения.
МГП Иран - Пакистан (Мир) и МГП ТАПИ сейчас находятся в подвешенном состоянии.
В плане обсуждаемых в течение многих лет поставок в Пакистан российского СПГ подвижек пока нет.
Н. Шульгинов пояснил, что СПГ сегодня в основном поставляется по долгосрочным контрактам, объемы срочных контрактов на споте небольшие.
Учитывая, что европейские покупатели в 2022 г. активно перехватывали партии СПГ у компаний из развивающихся стран, проблемы с контрактацией СПГ у Пакистана будут сохраняться.
Министр порекомендовал пакистанской стороне как можно скорее начать переговоры с Газпромом и НОВАТЭКом о поставках СПГ из их ресурсов, начиная уже с конца 2023 г. и далее, по мере появления новых объемов у этих компаний.
Другие планы
Н. Шульгинов сообщил, что Россия и Пакистан договорились в целом укреплять сотрудничество в области энергетики, расширять торговлю энергоресурсами и расширять инвестиции в энергетическую инфраструктуру на основе стратегических и благоприятных коммерческих условий.В 2023 г. стороны рассчитывают согласовать комплексный план энергетического сотрудничества, который станет основой для будущей совместной работы.
Н. Шульгинов сообщил, что Россия намерена предоставить свои предложения по проектам в сфере электроэнергетики в Пакистане.
Речь может идти об участии как в модернизации, так и в строительстве гидроэлектростанций, тепловых станций.
Стороны договорились проработать предложения и продолжить их обсуждение на другом уровне.
За пределами энергетики сотрудничество может касаться металлургии.
Российские компании подтвердили интерес к участию в проекте модернизации сталелитейного завода в г. Карачи на юге Пакистана.
Россия располагает необходимыми технологиями для модернизации завода, в 2013 г. был подписан соответствующий межправительственный меморандум, а позже российская сторона представила концепцию модернизации и увеличения производственных мощностей завода.
Правительство Пакистана решило приватизировать это предприятие, однако эти планы до сих пор не реализованы.
Н. Шульгинов отметил, что для развития инвестиционного сотрудничества России и Пакистана необходим новый импульс.
Этим импульсом может стать подписать соглашение о поощрении и защите капиталовложений.
Ранее министр уже обращал внимание на то, что в Пакистане отсутствует механизм защиты российских инвесторов.