Европейские трейдеры ускоренно скупают российское дизельное топливо
ЕС придется найти поставщиков на 500-600 тыс. барр./сутки дизтоплива, чтобы компенсировать потерю российских объемов после эмбарго.
Источник: Port of Amsterdam
Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные Vortexa и Refinitiv.
Загрузка российского дизельного топлива, предназначенного для региона хранения Амстердам - Роттердам - Антверпен (ARA) в ноябре выросла.
Закупки в хранилище ARA в первой половине ноября 2022 г. выросли 126% больше топлива, чем месяцем ранее - 215 тыс. барр./сутки, сообщила аналитик Vortexa П. Мунгер.
По данным Refinitiv, доля российского автомобильного топлива в общем импорте Европы в ноябре выросла до 44%, тогда как в октябре она составляла 39%.
Этот рост обусловлен вступлением в силу с 5 февраля 2023 г. эмбарго ЕС на морские поставки российских нефтепродуктов, которое последует за запретом на российскую нефть, вступающим в силу 5 декабря 2022 г.
ЕС придется найти 500-600 тыс. барр./сутки, чтобы компенсировать потерю российских объемов, отметил аналитик рынков нефтепродуктов и переработки FGE Е. Линделл.
Эти объемы могут прийти из США, стран Ближнего Востока и Индии, но в целом возможности поставок дизельного топлива из других источников для ЕС ограничены.
Ранее на эту проблему указывало Международное энергетическое агентство (МЭА), которое предупредило, что будущее эмбарго ЕС на импорт российской нефти и нефтепродуктов приведет к ужесточению конкуренции стран Европы за нероссийское дизельное топливо.
На мировых рынках дизельного топлива сложился дефицит из-за закрытия НПЗ мощностью 3,5 млн барр./сутки с начала пандемии, что привело к снижению производства на 1 млн барр./сутки.
После снятия противоковидных ограничений, на фоне восстановления экономики спрос на дизтопливо вырос, однако перерабатывающие мощности в развитых странах мира по-прежнему остаются ниже доковидных показателей.
По данным ОПЕК, мощность НПЗ в европейских странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2021 г. составила 13,983 млн барр./сутки, что на 3,35% меньше по сравнению с допандемийным уровнем.
МЭА ожидает, что конкуренция за нероссийское дизельное топливо будет острой, поскольку странам ЕС будут необходимы большие поставки из США, Ближнего Востока и Индии, заменяя их традиционных покупателей.
Между тем, в США запасы дистиллятов (включая мазут и дизельное топливо) на конец октября 2022 г. составили 104 млн барр., что является самым низким уровнем для данного периода с 1951 г.
Особенно сложная ситуация на Восточном побережье США, в связи с чем президент Д. Байден изучает возможность потребовать от нефтяных компаний резервировать более крупные объемы нефтепродуктов, также периодически актуализируется обсуждение эмбарго на экспорт нефтепродуктов.
На Ближнем Востоке строящиеся или уже построенные НПЗ ориентированы на удовлетворение растущего внутреннего спроса на нефтепродукты.
Индия с момента начала спецоперации на Украине активно наращивает закупки российской нефти и имеет возможности для наращивания экспорта нефтепродуктов, но этих объемов для ЕС может оказаться недостаточно.
Также Reuters предполагает, что ускоренным продажам российского топлива способствуют ограничения биржи ICE, которая с 30 ноября вводит запрет на хранение низкосернистого газойля из России.
Л. ван Вагенинген из консалтинговой компании Insights Global отмечает, что российский газойль, поступающий в резервуары ARA, вероятно, будет быстро использован или продан в результате снижения котировок фьючерсов на газойль ICE, где текущая стоимость выше, чем будет в последующие месяцы.
Частично приток происходит из-за того, что ICE Futures Europe запретила низкосернистый газойль российского происхождения в преддверии санкций ЕС.
С 30 ноября трейдеры должны доказать ICE, что ни один российский продукт не попал ни в какие резервуары в регионе ARA (включая Флашинг и Гент), которые будут использоваться для январских поставок по фьючерсному контракту ICE.
По данным ICE, российский газойль все еще может поступить в резервуары ARA в декабре, но его необходимо переместить в другие резервуары, из которых доставка невозможна.
Некоторые участники рынка ожидают незначительного влияния от действий ICE, учитывая низкие уровни хранения в ARA как российского, так и нероссийского газойля, а также снижение объемов поставок.