Об этом Газпром сообщил в своем Telegram-канале 4 октября 2022 г.
Тезисы от Газпрома:
- Молдовагаз на протяжении 2022 г. регулярно нарушал условия контракта по сроку оплаты за поставленный газ, а также неоднократно обращался к Газпрому за смягчением контрактных обязательств в части объемов поставок,
- Газпром всегда с пониманием относился к просьбам молдавской стороны, подтверждая свою нацеленность на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество, и регулярно удовлетворял данные запросы молдавской стороны,
- как ранее отмечалось, Нафтогаз отказывается предоставлять Газпрому услугу по транспортировке газа в полном объеме,
- по этой причине в октябре 2022 г. Газпром имеет возможность поставлять в Молдову газ только в объеме 5,7 млн м3/сутки,
- Газпром оставляет за собой все свои права, в т.ч.:
- право на полное прекращение поставок в случае нарушения обязательства по оплате газа до 20 октября 2022 г.,
- право на расторжение контракта в любой момент из-за грубого нарушения сроков заключения соглашения по урегулированию исторической задолженности Молдовагаза,
- в дальнейшем любые просьбы молдавской стороны, предполагающие изменения контрактных условий, будут оформляться только в виде соответствующих дополнений к контракту.
О том, что поставки газа в Молдову в октябре 2022 г. будут составлять 5,7 млн м3/сутки Газпром предупредил 1 октября.
Такой объем поставок предопределен односторонним отказом украинской стороны принимать российский газ на газоизмерительной станции (ГИС) Сохрановка, точка входа на Украину магистрального газопровода (МГП) Союз.
Заявки на ГИС Сохрановка отклонятся украинской стороной с 11 мая 2022 г. из-за объявленного ОГТСУ форс-мажора на том основании, что компания не имеет контроля над этой ГИС.
Однако ГИС Сохрановка задолго до мая 2022 г. находилась на подконтрольной ЛНР территории, но сотрудники ОГТСУ имели к ней доступ к ней.
По поводу этой ситуации ОГТСУ выражал опасения, но более решительные шаги в виде объявленного форс-мажора предпринял лишь спустя почти 2 месяца.
Газпром посчитал форс-мажор необоснованным и прекратил оплачивать непредоставленные украинской стороной услуги по транзиту через ГИС Сохрановка.
Нафтогаз, осуществляющий бронирование мощностей украинской ГТС у ОГТСУ для Газпрома по транзитному договору от 30 декабря 2019 г., начал судебное разбирательство с Газпромом.
В свою очередь, Газпром предупредил о потенциальных последствиях инициированного Нафтогазом разбирательства, вплоть до перспективы введения российских контрсанкций.
К молдавской стороне у Газпрома сложился свой пул претензий.
Во-первых, Газпром не устраивает то, что молдавская сторона регулярно нарушает положения контракта в части сроков оплаты за поставленный газ.
В конце октября 2021 г. Газпром и Молдовагаз по итогам длительных переговоров продлили контракт на поставку газа еще на 5 лет, начиная с 1 ноября.
Газпром заявил, что сделка была подписала практически полностью на условиях молдавской стороны, но при полной и своевременной оплате текущих платежей и решении вопроса исторического долга.
Молдовагаз обязался до 20 числа каждого месяца оплачивать газ за предыдущий месяц, а также вносить аванс за текущий месяц, но проблемы с соблюдением сроков платежей возникают у молдавской стороны регулярно.
Параллельно Молдова периодически ставит вопрос о пересмотре условий оплаты российского газа.
Вторым сложным моментом во взаимоотношениях Газпрома и Молдовы является вопрос исторического долга Молдовагаза за поставленный газ.
По оценкам Газпрома, исторический долг Молдовагаза (без Приднестровья) составляет 433 млн долл. США, а с учетом просрочки платежей общая сумма задолженности достигает 709 млн долл. США.
Молдавская сторона, согласившись на урегулирование долгового вопроса, оценку Газпрома не признала, заявив о необходимости аудита.
При этом власти Молдовы обещали к 1 мая 2022 г. выйти на подписание соглашения об урегулировании долга в 5-летний срок, однако аудит провести не удалось, в т.ч. из-за событий на Украине, поскольку многие компании отказались приезжать.
По заявлению Газпрома, из-за молдавской стороны до сих пор не заключено соглашение об урегулировании исторической задолженности, в связи с чем Газпром имеет право в любой момент расторгнуть действующий контракт.